Полевые археологические исследования        18 августа 2013        73         0

Раскоп Канки

Первый же раскоп Канки разрезал западную стену города от вершины до самого рва и тем самым раскрыл всю сложную картину от зарождения до последних лет жизни в пределах укрепленного ядра малого города. Постепенно стала вырисовываться картина строительства города. Сверху — постройки из жженого и сырцового кирпича. Узкий коридорчик соединяет между собой ряд комнат. Безошибочно можно отыскать хранилища — в них вдоль стен кирпичные ящики для хранения зерна («хамбе»). Есть и парадная комната для гостей — «михманхана». Полы ее выложены жженым кирпичом, а одна из стен украшена росписью, представленной ярким растительным орнаментом. В центре — сандал для обогрева помещения. На окраине хозяйства на склоне стены — кухонное устройство. Три очага, глубокие мусорные ямы, заполненные обломками кухонной и столовой посуды. Рядом помещение тоже с печью, но иной формы: в стенке ее отверстие, в которое вмазана керамическая труба. Это сопло, через которое с помощью мехов вдувается воздух в кузнечных горнах металлургов. Рядом обломок тигля — стаканчика из огнеупорной глины с застывшими каплями меди на дне.

Среди орудий труда найдены половинки миниатюрной каменной формы из талькохлорита, внутри которой вырезана часть граненого кулона «тумара» с надписью «ал-мулк-алла».

Вместе с грубой кухонной посудой в комнатах обнаружена и глазурованная, а также ножи и капгыр. Наибольший интерес представляли находки в одной из ям-хранилищ: 2 целых кувшинчика, ниточка стеклянных инкрустированных бус, 14 медных монет. Монеты оказались дирхемами караханидских правителей Маверан-нахра конца XI столетия. Вот и полная разгадка, когда и кто жил в этом хозяйстве, — ювелир-ремесленник XI столетия. Но решена лишь первая задача.

Ярус за ярусом опускаемся вглубь. Рыхлые слои заполнения комнат чередуются с плотными стенами.

Раскоп Канки

Мы в другой эпохе. Это чувствуется по всему. Во-первых, керамическая посуда, целиком неглазурованная. Во-вторых, стены. Они уже не кирпичные. Это мощные блоки пахсы. Толщина их 1,5-2 м. Для прочности они прослоены кирпичом, но и кирпич не мелкий караханидский, а гигантский, длиной иногда более полуметра. Совсем другой тип архитектуры. Это не легкая жилая постройка, а залы площадью по 90×100 м2. В центре одной стены суфа-эстрада.

Раскоп Канки

На полу почти никаких находок. Только в одном углу крошечная ярко-красная терракотовая статуэтка с изображением женщины, играющей на арфе, и обломок глиняной скульптуры — пальцы человеческой руки, сжатой в кулак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *