Техника живописи и скульптурные приемы        02 августа 2012        85         0

Различно трактованные статуи

Египет

Преждевременным было бы пытаться дать подробный очерк развития и скульптуры частных лиц времени V-VI династий, хотя здесь материала сохранилось очень много. Однако большинство дошедших до нас статуй из некрополя Гизэ, Абусира и Саккары не имеет точной датировки, и часто исследователи относят памятники к тому или иному разделу двух последних династий Древнего царства, только исходя из достаточно предвзятого мнения о том, что статуи начала V династии лучше, чем скульптуры второй половины той же династии, а памятники VI династии уступают и последним. Между тем, сами же авторы подобных определений вынуждены указывать на ряд первоклассных произведений от каждого периода второй половины Древнего царства, что вполне соответствует действительности и, естественно, требуя осторожного отношения к высказанные оценкам, ставит задачу создания специального исследования но уточнению датировки многих гробниц. Пока такое исследование не будет сделано, мы можем наметить лишь наиболее общие этапы развития статуй частных лиц во второй половине Древнего царства.

Прежде всего следует отметить резкое увеличение количества скульптур. Мы уже видели, что и в Гизэ и в Саккаре имеется гораздо больше гробниц знати V-VI династий, нежели начала Древнего царства, и что причиной этого было значительное увеличение роли придворной знати. Для всех гробниц требовалось и соответственное количество заупокойных скульптур, и естественно, что эти многочисленные памятники различного качества.

Наиболее выдающимися являются две знаменитые статуи царского писца Каи и жреца Каанера, относящиеся к началу V династии.

Каи, статуя которою широко известна под названием «Луврского писца», изображен сидящим в позе, известной уже нам по аналогичным памятникам IV династии, поджав ноги и развернув на коленях свиток папируса, который он придерживает левой рукой; бывшая в его правой руке палочка для письма, сделанная, вероятно, из другого материала, не сохранилась. Статуя выполнена из известняка, раскрашена согласно принятым правилам, глаза инкрустированы из разных материалов.

По остроте индивидуальной характеристики статуя Каи не уступает статуе Хемиуна. В противоположность ему, Каи не был одним из ближайших родичей фараона; только его мать Месхет носила почетное звание «царской родственницы». Он же занимал должность правителя нома и, хотя несомненно принадлежал к придворной знати, вряд ли играл видную роль в государственных делах. Понятно, что в его статуе мы не находим того сурового величия уверенного в своей власти человека, которым полон образ Хемиуна, ни того надменного спокойствия, которым отмечено лицо другого писца царевича Хевинера. сына Микерина.

Прославленная статуя Каапера сделана из дерева и раскрашена; глаза и у этой скульптуры инкрустированы.

Различно трактованные статуи

Голова статуи Каапера. Дерево.

Жизненная правдивость статуи Каапера такова, что работавшие на раскопках гробницы Каапера феллахи, обнаружив статую в молельне, закричали: «Староста нашей деревни!» Этот эпизод и был причиной того, что статуя Каапера получила название «Сельский староста» (Шейх эль-Белед).

По высокому уровню мастерства к рассмотренным скульптурам примыкают и две статуи Ранофера, верховного жреца бога Ра (Каирский музей). Обе статуи происходят из мастабы Ранофера в Саккаре. Ранофер изображен в натуральную величину идущим, руки его опущены. Статуи различаются по головному убору и одеянию: в то время как одна статуя представляет Ранофера в традиционном одеянии вельмож Древнего царства — в широком парике и коротком, плотно облегающем бедра опоясании, другая, наоборот дает Ранофера без парика и в длинном переднике с пышным передним концом. Обе статуи отличаются прекрасной моделировкой портретных лиц и крепких мускулистых тел. В этой же гробнице была найдена статуя жены Ранофера, Хекену, единственная большая женская статуя времени V династии.

В ряде других мастаб также было обнаружено по две статуи, изображавших умершего вельможу в двух различных одеяниях — в пышном парике (то одного, то другого фасона) и коротком официальном опоясании или без парика, но в длинном переднике, свойственном моде данного времени. Удалось установить и соответствующие парные статуи для скульптур писца Каи (Лувр, А-206) и жреца Каапера (Каирский музей, № 32) изображающие тех же лиц, но в парадных париках и с условной трактовкой тел, стройных и подтянутых,

Различно трактованные статуи

Статуя Каи. Известняк.

Можно привести еще ряд подобных примеров. Так, в одной из мастаб Саккары были найдены две статуи владельца гробницы (Каирский музей) — обычная, идеализирующего типа скульптура сидящего человека в завитом парике и коротком переднике и статуя писца. Хотя первый памятник хорошей работы и черты лица имеют некоторое сходство со второй статуей, однако последняя разительно отличается своей жизненностью — внимательным взглядом, прекрасной моделировкой лица, положением рук, одна из которых как бы разворачивает папирус, а другая держит палочку для письма.

Наличие в ряде гробниц столь различно исполненных статуй одного и того же лица свидетельствует об определенной закономерности этого явления. Крайне интересно, что аналогичная двойная трактовка фигур погребенного вельможи, и при этом с той же разницей в одеяниях и головных уборах, встречается и на рельефах, украшавших мастабу.

Различно трактованные статуи

Рельефы с различной трактовкой фигур. Из гробницы зодчего Неферсешемра.

 

Подтверждением того, что все это делалось сознательно и было обусловлено определенными соображениями, служат очень важные для данного вопроса изображения статуй умерших на рельефах в гробницах Итуша и Сешемнефера IV. В обоих случаях статуи вельмож показаны без париков, в длинных одеяниях, то есть типа скульптур Каапера, Ранофера и т. п. Около каждой статуи имеется надпись, определяющая ее как «статую согласно жизни» .

Очевидно, этими надписями скульпторы, выполнявшие оба рельефа, хотели подчеркнуть, что данные статуи выполнены с соблюдением особо близкого сходства и предназначались несомненно для определенных культовых целей, требовавших именно такого решения.

Точные ритуальные функции двух различно трактованных статуй еще не выяснены. Возможно, что их назначение было связано с верованиями древних египтян о нескольких душах человека, но эти верования не изучены в должной мере. Не достаточны и наши сведения о содержании заупокойного ритуала. Только дальнейшие исследования этих вопросов вскроют причины, по которым в гробницу ставили две статуи одного и того же человека, совершенно по-разному передававшие его образ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *