Путешествия и открытия        11 марта 2013        88         0

Разливы Нила

В Египте наступает самое тяжелое время года — засуха. Приблизительно, с конца февраля, из Ливийской пустыни задувают горячие ветры, несущие тучи мелкого песка. От порывов этого ветра, — хамсина, — не спасают ни стены домов, ни стекла окон, пыль забирается всюду, покрывает густым слоем листья пальм. Египет не знает источников и ручьев, которые питали бы течение Нила, и вот с апреля по июнь воды реки пересыхают, русло ее покрывается отмелями и для страны наступает самое тяжелое время года, несущее засуху и болезни. Великим праздником для египтянина является поэтому день, когда из Ассуана, Элефантины, приходит весть о первом подъеме воды. Приблизительно к 19 июня подъем воды становится заметен в пределах Египта. Первые дни река приносит мутную, зеленоватую воду болот, зараженную гнилью, вредную для питья. Потом, по мере постепенного подъема воды, в Нильскую долину вступают красноватые волны Голубого, горного Нила.

Говорят, что никогда вода в реке не бывает более здоровой, более приятной для питья, чем в это время, хотя будучи зачерпнута в стакан, она дает густой слой черного осадка, сохраняя сама свой кроваво-красный оттенок.

Лишь к 19 июля Нильский разлив окончательно охватывает всю страну, и для египтянина этот день был настолько важен, что 19 июля он праздновал наступление Нового года. Однако вода продолжает прибывать до середины сентября, затем некоторое время она держится на одном уровне, чтобы в октябре начать медленно опадать. С этого момента для египтянина наступает страдное время посева. Однако, прежде чем, перейти к описанию полевых работ и их значения, обратимся на минуту к тому, как сами египтяне объясняли ежегодное чудо разлива реки.

Колоссальная статуя из черного, твердого камня, изображающая женщину со львиной головой, сидящую на троне.

Разливы НилаБогиня Семхет.

Левая рука ее, покоящаяся на колене, держит знак означающий по-египетски «жизнь». На голове ее прежде был изображен диск солнца, обломанный в настоящее время. Надписи на пьедестале гласят, что статуя эта была сооружена фараоном Аменхотепом (3-им), владыкой Фив (главного города Верхнего Египта) и, что она изображает богиню Сехмет. Имя Сехмет обозначает «мощная», «владычица», а диск солнца на львиной голове указывает, что эта богиня была олицетворением палящего солнца пустыни. Об этой богине еще в глубокой древности было сложено предание, записанное впоследствии в двух царских могилах времени Нового царства.

Род людской непослушанием прогневал солнечного бога Ра, сотворившего весь мир. Ра призывает «свое око», богиню Хатор, богиню неба, любви и красоты и приказывает ей покарать людей. Богиня избивает род людской, «овладевает» им, являясь на землю не в качестве прекрасной Хатор, а в качество грозной «владычицы» — Сехмет. Последних людей, оставшихся в живых, Ра решает спасти. Он посылает «гонцов, бегущих как тень от тела» в Элефантину (Ассуан, там, где впервые в Египте ежегодно появляется красная волна Голубого Нила). Гонцы приносят ему чудесных плодов диди, из них и ячменя он приказывает приготовить 7000 кружек пива «подобного крови человеческой». Это кровавое пиво Ра выливает на землю, и «поля покрылись на четыре ладони жидкостью». Богиня увидела, как «лик ее прекрасно отражался в ней, стала пить и упилась и не узнала людей». Таким образом, род людской был спасен. В гневной богине Хатор-Сехмет мы без труда узнаем олицетворение ясного египетского неба, которое четыре месяца (с конца февраля по середину июня) дышит на Египет нестерпимым зноем хамсинов пустыни.

Кровавый разлив весеннего Нила, несущего красную муть абиссинских горных высот, египтянин объяснял как кровь людей, погубленных грозной Сехмет, смешанную с соком плодов диди. В то же время в кровавом потопе, едва не погубившем весь род людской, мы видим предание, напоминающее нам рассказ Библии о потопе, рассказ известный также и в древней Месопотамии. Может быть в связь с этим преданием мы можем поставить и знак тот символ жизни, который богиня Сехмет держит в руке, — египтянин ведь ежегодно наблюдал, как после засухи наступал период разлива Нила, время возрождения всей долины, время посева. Разлив Нила для населения был не только временем радости, — вместе с ним наступало время напряженной работы. Река разливалась неравномерно и наводнение, затоплявшее иногда и деревни, строившиеся обычно на возвышенных местах, в некоторые годы недостаточно заливало поля. Приходилось рыть каналы, устраивать шлюзы, задерживать воду в одних местах, направлять ее в другие, все время следя за тем, чтобы она не застаивалась и, чтобы вместе с водой равномерно осаждалась на поля та плодородная муть, тот ил, который река принесла из степей под тропиками и с горных высот.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *