Обработка металла        25 июня 2012        82         0

Разные формы придворных ремесел

Индия

В эпоху средневековья в раджпутских княжествах Раджастхана процветали самые разные формы придворных ремесел, в том числе изготовление из металла богато орнаментированной утвари и оружия. В музеях, которыми стали в независимой Индии дворцы многих раджпутских правителей, хранится множество великолепных изделий из драгоценных металлов.

В период позднего средневековья, когда мусульманским правителям Дели удалось подчинить независимые раджпутские княжества и началось сближение княжеских дворов с двором Великих Моголов, в Раджастхане стал вырабатываться своеобразный смешанный стиль в искусстве, одежде и ремеслах, для которого было характерно сочетание традиционно индусских и мусульманских черт. Это сказалось и на производстве металлических изделий. В декоративном убранстве утвари вместо изображений индусских божеств, сцен придворной жизни раджпутов и их боев с мусульманскими армиями, памятников раджпутской архитектуры и т. п. стали появляться, а затем заняли ведущее место мотивы стилизованных растений, птиц, животных и геометрические узоры.

Основным поделочным материалом в Раджастхане являются сплавы, а основным способом орнаментирования — покрытие эмалью, называемое «минакари». Этой работой занимается большинство местных мастеров, работающих по металлу.

Сначала поверхность изделия полируется до блеска, затем острыми стальными резцами гравируется узор, после чего те детали, которые должны быть одного цвета, заполняются эмалью (первой наносится та эмаль, температура плавления которой самая высокая). После нанесения каждого цвета изделие обжигается, а в самом конце работы зачищается абразивными материалами и протирается до блеска кислым растительным соком. В качестве флюса чаще всего используется бура, иногда с добавкой окиси олова, что придает эмали глубокий блеск.

Раньше разные операции проводились разными мастерами — металлист готовил само изделие, гравер наносил узор, а эмальер заливал его эмалью; сейчас две последние операции нередко делает один мастер.

В Гуджарате распространен другой стиль эмалирования: с поверхности изделия вырезаются широкие плоскости узора и оставляются только тонкие, как проволока, разделяющие переборки. Готовые вещи подобны предметам, изготовленным в технике клуазоннэ, или перегородчатой эмали (разница состоит в том, что в технике клуазоннэ разделяющие проволочки напаиваются на поверхность изделия).

Судя по памятникам литературы, в домусульманский период в Индии насечка была мало известна. Даже оружие украшали драгоценными камнями, золотой оковкой и инкрустациями по эфесам и рукояткам (которые часто делали из драгоценных металлов). Мусульманские военачальники имели оружие с насечкой, и этот способ украшения металла привился в Индии, где он стал известен под персидско-арабским названием «кофтгари» («куфтгари», «куфткари»).

Согласно устной традиции, искусство кофтгари появилось и в Иране лишь 500 лет тому назад и отсюда проникло сначала в Пенджаб, а затем в Раджастхан, но и там и тут этой работой занимались в основном мусульмане. Мастера кофтгари делают насечку серебром (точнее, тонкой серебряной проволокой) по стали. Сначала рисунок гравируется, затем в него вбивают проволоку, прокаливают изделие на огне и зашлифовывают поверхность. Сталь приобретает синеватый оттенок, и узор из сверкающего серебра четко выделяется на ней. Насечку делают и на железе, и на бронзе.

Есть и другой вид кофтгари — накладка золотых пластинок на вынутые резцом детали узора с последующей ковкой и шлифовкой. В Керале развито мастерство насечки золотой проволокой.

Это ремесло постепенно умирает, и в современном Раджастхане осталось лишь небольшое число знатоков работы кофтгари на оружии.

Помимо оружия, насечкой украшают предметы декоративной утвари из металла. Из числа этих вещей наибольшей славой пользуются изделия стиля бидри, названные так по месту своего происхождения — г. Бидару. Этот способ был разработан придворными ремесленниками бидарских султанов из династии Бахманидов, хотя считается, что секрет производства был вывезен из Дамаска. Сейчас бидри изготовляют не только в Бидаре, но и в Хайдарабаде, Бенгалуру, Лакхнау, а также в Западном Бенгале и Кашмире. Есть и другие, менее известные центры, где работают в этом стиле.

Работа бидри состоит из нескольких ступеней. Прежде всего готовят особый сплав, состав которого варьируется от места к месту, но в целом состоит из разных комбинаций четырех компонентов: основного — цинка и добавочных — свинца, олова и меди. В Бидаре количество свинца прежде превышало количество олова и меди, в Лакхнау каждая из добавок составляла 1/16 долю цинка; есть сведения, что в Бидаре ныне используют только цинк с добавкой меди, а по другим сообщениям, свинец теперь вообще не применяют, но начали применять сталь.

Выработанное из таких сплавов изделие подвергается обработке химическим составом, содержащим сернистые соединения меди, нашатырь, селитру и поваренную соль, в результате чего поверхность приобретает густой черный цвет. Мастера показывали автору процесс такой обработки в г. Бенгалуру, прогревая каждое изделие еще и в песке, который, по их словам, залегает в Бидаре, откуда его и вывозят в другие центры изготовления вещей бидри. По заверениям этих ремесленников, песок Бидара содержит какие-то вещества, придающие особую глубину и стойкость черному цвету поверхности изделия.

По черной поверхности стальными резцами гравируется узор, который затем заполняется серебряной проволокой (иногда и золотой), что называется «таркаши», или пластинками — способ «тахнишан».

И в кофтгари, и в бидри употребляют иногда одновременно серебро и золото для насечного узора, создавая таким образом двухцветный рисунок типа «Ганга-Джамна». И в том и в другом способе насечки узор наносят или так, что его уровень одинаков с уровнем поверхности (т. е., держа левой рукой проволоку, мастер правой вбивает ее молотком в выгравированный узор, чтобы сравнять оба уровня), или так, что он слегка выдается над поверхностью; это локальные разновидности обоих стилей.

В технике бидри вырабатывается очень большое количество самых разных бытовых вещей, включая сосуды, шкатулки, пепельницы, мундштуки, заколки для галстуков, украшения и т. д. В среде индийских мусульман принято включать вещи бидри в приданое невесты, и этот обычай стараются не нарушать. Спрос на эти вещи велик не только внутри страны, но и непрерывно возрастает в среде туристов и на международном рынке.

На юге Индии известен своеобразный способ насечки, которому мусульмане дали название «зар нишан» или «зар буланд». Он состоит в том, что на выгравированный узор накладывают тонко раскованную пластину серебра и трут ее пальцами до тех пор, пока на ней не отпечатается узор. Потом эту часть пластины вырезают с припуском по ширине, закатывают края тонким рулоном, в середину вкладывают свинцовую проволочку и все это, вместе взятое, вбивают молотком в выгравированный рисунок. В г. Тируччираппалли (штат Тамилнад) таким же образом производят насечку цинком по меди. Делают в ряде мест и традиционные инкрустации, покрывая весь выгравированный узор пластинкой золота или серебра и вбивая ее в бороздки и выемки рисунка; после их заполнения остаток драгоценного металла счищается с поверхности изделия.

В технике просечки изготовляются главным образом металлические абажуры для подвесных ламп («амадан» — по-персидски, «акаш дип» — на хинди). Высокого развития это ремесло достигло при Моголах. В XIX в. такие абажуры были обязательной частью утвари в каждом мусульманском доме и стали распространяться среди зажиточных индусов. Сейчас их изготовляют в ряде центров на севере страны; эти абажуры, дающие эффект кружевной тени, популярны не только в Индии, но и стали за последние годы предметом экспорта во многие страны мира.

Абажуры бывают различной формы. Донышко и верхушка к ним обычно прикрепляются отдельно, для чего используются методы клепки или горячей пайки. В первом случае в качестве соединительного материала используется сплав олова со свинцом, во втором — сплав меди, свинца и серебра.

Чтобы изготовить корпус абажура, мастер сначала методом холодной ковки делает из бронзы лист нужной толщины и вырезает из него по выкройке части, из которых корпус состоит; если корпус должен иметь форму усеченной пирамиды (это самая популярная форма), то сначала спаивают края заготовки, а потом ковкой загибают углы. При любой форме просечка отгравированного узора производится на подкладке из плотной упругой смеси типа битума.

Готовые, ажурно просеченные части склепываются или спаиваются, и изделие зачищается и полируется.

Лампы любого рода и вида играют большую роль в традиционной культуре Индии. Религия индуизма отводит им своеобразное место предметов, воплощающих на земле энергию вселенского огня и света — начала всех начал, энергию солнца. Поэтому ни одна религиозная церемония не проводится без возжигания масляных ламп или светильников. В прямой связи с этим стоит и производство бытовых и храмовых ламп — одна из древнейших ветвей металлического производства в стране.

Из серебра, бронзы, меди и латуни повсеместно производились и производятся лампы самых разных размеров и форм, украшенные фигурками людей, животных и птиц, цветами и листьями. В индуистских храмах всегда темно, и только свет этих ламп рассеивает мрак. На домашних алтарях тоже зажигают светильники, поэтому производство их не прекращается и спрос на них не падает — в каждом городе и во многих деревнях есть группы кузнецов-медников, занятые изготовлением светильников.

Разные формы придворных ремесел

Бронзовые щипцы для орехов

Еще одной отраслью производства металлических изделий является выработка щипцов для орехов и ручек и замков для дверей.

Эти бытовые предметы имеют самые причудливые формы — им придается вид стилизованных животных и растений, а также людей и даже персонажей мифов и легенд. Щипцы для орехов нужны каждой хозяйке, так как они употребляются для раскалывания не только орехов, съедаемых тут же на месте, но и разных видов орешков, употребляемых в качестве приправ и пряностей в процессе приготовления пищи. Что касается фигурных замков и ручек для дверей, то они пользуются большим спросом у туристов, и поэтому эти вещи ремесленники сдают в эмпориумы и продают на базарах и в своих лавочках.

Изготовление филигранных изделий является самостоятельной отраслью производства предметов из металла. Для этих изделий используется серебряная проволока, причем мастера стараются свести к минимуму количество лигатурных примесей, чтобы добиться наибольшей мягкости и податливости материала. Такое производство известно в Индии только в трех центрах — в штатах Орисса (главным образом в г. Каттак) и Западный Бенгал и в г. Каримнагаре в штате Андхра-Прадеш. В последнем центре многие мастера делают филигрань из чистого серебра.

Серебряную проволоку вручную проковывают и протягивают через волочильные доски (джантхарпатти) с 34 постепенно уменьшающимися отверстиями, затем две разогретые проволочные нити свивают вместе на особых прялках и расплющивают маленькими молоточками. Полученную проволоку нарезают на кусочки требуемой длины и формируют из них изделие, загибая их и скрепляя в соответствии с необходимым узором. Обычно эта работа проводится внутри рамки, определяющей форму изделия — стенки коробочки, броши, подвески и т. п.

Делаются усилия для механизации этого производства, но ремесленники с трудом принимают нововведения такого рода, ибо стандартизация ограничивает творческий подход к работе, изменяет традиционные приемы и нарушает само отношение человека к своему труду как к религиозному долгу. Такая реакция характерна не только для мастеров филиграни, но и для значительной части других ремесленников Индии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *