Техника живописи и скульптурные приемы        06 августа 2012        49         0

Рельефы в гробницах

Мы видели уже, что ряд статуэток людей, изготовлявших пищу для умершего, изображал его детей. Эти скульптуры выражали ту же идею, что и рассмотренные сцены в гробнице Нефермаата — выполнение детьми умершего своих обязанностей по отношению к отцу. Показательно, что на росписях сыновья Нефермаата работают и охотятся, увенчанные венками из лотосов, что подчеркивает культовый характер сцены.

Аналогичное содержание имеют и рельефы в гробницах вельмож первой половины IV династии в Гизэ.

Следует учитывать, что в молельнях мастаб IV династии не было таких плоскостей стен, на которых можно было бы расположить развернутые композиции, и характерно, что впервые такие композиции появляются в скальных гробницах вельмож в Гизэ второй половины IV династии, где были большие плоскости стен. Эти гробницы высекались в скалах между пирамидами Хефрена и Микерина для членов семьи и приближенных этих фараонов, следовательно, декорировка усыпальниц производилась не ранее второй половины царствования Хефрена, а вернее, при Микерине или еще позже.

Погребенные здесь люди занимали высшие должности в государстве. Так, сыновья Хефрена Никаура и Иунмин были везирами, а третий сын, Сехемкара — начальником казначейства и первым везиром при следующей, V династии. Никаугор был начальником писцов обработанной земли, Дебхен — начальником дворца. Многие из них одновременно занимали высшие жреческие должности и были, таким образом, близко знакомы с проведением обрядов, с текстами ритуальных рукописей, а иногда и непосредственно связаны с организацией строительства или убранства царских заупокойных ансамблей и, следовательно, с царскими художественными мастерскими.

Естественно, что при устройстве своих гробниц они могли привлекать наиболее талантливых мастеров, хорошо знакомых с декорировкой заупокойных храмов фараонов и умело использовавших сравнительно большие плоскости стен для расширения прежних композиций и для создания новых. Мы видим более живые решения сцен заклания быка в гробнице Небемахета, рубки деревьев у Сехемкара, различные варианты плясок, где множество танцоров то увеселяют владельца гробницы и его жену, то исполняют культовые пляски. Новые мотивы имеются в сценах приношении дичи, пойманной в пустыне, и в трактовке ряда фигур в гробнице Хафраанха, начальника жрецов пирамидного храма Хефрена, вырубленной в скалах к востоку от пирамиды Хеопса.

В гробнице Дебхена показан стоящий под балдахином готовый саркофаг; мы видим целые эпизоды из ритуалов «дома бальзамирования» — действия перед статуей умершего и пр. Появление этих сцен и изображение саркофага было расширением темы снабжения гробницы и самого ритуала погребения всем необходимым для надлежащего проведения захоронения и обеспечения его сохранности. Наличие этих композиций именно у Дебхена было связано с теми обстоятельствами, при которых он получил и этот саркофаг, и самую гробницу, о чем он счел необходимым рассказать в особой надписи, высеченной внутри молельни. Мы читаем здесь целый рассказ о том, как фараон, направляясь для осмотра работ по сооружению пирамиды, отдал тут же приказ о постройке гробницы для Дебхена, как для этого было выделено пятьдесят рабочих, которых фараон запретил отрывать для других работ, как при доставке камня для облицовки заупокойного храма фараона были привезены две «ложные двери» и плиты для фасада гробницы Дебхена, как руководили этими работами два верховных жреца бога Птаха и царский зодчий, как, наконец, были сделаны статуи Дебхена.

Все же основное расширение тематики рельефов в усыпальницах знати происходит не в скальных гробницах Гизэ, а в тех мастабах V династии, в которых начали строить колонные залы, отдельные молельни-святилища с жертвенными местами перед «ложными дверьми», кладовые. Однако на развитие рельефа повлияло не только увеличение площади. Гораздо важнее были иные причины. Высшая знать, роль которой в государстве возрастала, стремилась получить ряд привилегий, ранее принадлежавших лишь фараонам, в том числе и права на некоторые особые обряды заупокойного культа. Желание обеспечить совершение этих обрядов в гробницах вельмож обусловило новую планировку помещений в мастабах, в которых в той или иной степени стали повторяться основные подразделения заупокойных царских храмов. С этим было связано и стремление владельцев мастаб воспроизводить на стенах своих усыпальниц то, что можно было заимствовать из декорировки царских храмов. Сопоставление рельефов этих храмов с рельефами мастаб убедительно показывает их теснейшую близость: мы видим ряд аналогичных композиций, групп и фигур.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *