Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        28 сентября 2014        107         0

Религия древних греков

Начала месяца Пианепсиона (один из осенних месяцев афинского календаря, соответствующий октябрю или ноябрю нашего современного календаря) многие мальчики в Афинах ждали с большим волнением. Кто из них 7-го числа возглавит торжественную процессию, которая должна пройти по улицам Афин?

Обычно жрецы выбирали мальчика из знатной семьи, красивого, сильного и здорового. Здоровы должны были быть и его родители. От выбора жрецов, верили древние афиняне, зависела судьба будущего урожая.

В осеннем месяце Пианепсионе греческие земледельцы проводили важнейшие сельскохозяйственные работы. В это время заканчивалась уборка урожая, спадала нестерпимая летняя жара и земля была готова к осенней вспашке и посеву.

В древности люди считали, что вся их жизнь и трудовая деятельность зависит от воли богов. Древним людям казалось, что без благосклонности богов они бессильны. Успех, неудача — все в руках божественных покровителей. Поэтому-то греки начинали всякую работу лишь после выполнения религиозных обрядов.

7-го Пианепсиона афиняне собирались с факелами и торжественной процессией проходили по улицам города. Впереди шел мальчик, выбранный заранее жрецами. На плече он нес большую ветвь оливкового дерева. Эта ветвь была украшена и напоминала нашу новогоднюю елку. Только висели на ней не стеклянные игрушки, а различные плоды из только что снятого урожая: яблоки, груши, сушеные и свежие оливки, а также печеные хлебцы, маленькие горшочки с вином, маслом и медом. Называлась такая ветвь иресионой. Вся она была увита шерстяными лентами — белыми и красными.

Мальчика с иресионой окружала толпа детей, за ними шли взрослые. Каждый нес оливковую ветвь, увешанную плодами собственного хозяйства.

Торжественная процессия направлялась к храму бога Аполлона. Подойдя к храму, мальчик поднимал свою ветвь к небу и обращался к Аполлону с молитвой. Эту молитву повторяли все участники процессии. Они просили о том, чтобы бог света и тепла помог получить много плодов, подобных тем, которые подносили ему в благодарность за уже собранный урожай. Новые всходы должны были быть такими же крепкими и здоровыми, как мальчик, принесший оливковую ветвь.

Религия древних грековОкончив молитву, маленький жрец втыкал иресиону в землю и совершал обряд возлияния, т. е. попросту поливал ветвь вином из кувшинчика. После этого ветку прибивали над входом в храм, где она висела до новой процессии — целый год. Тогда старую, увядшую ветвь сжигали, а на ее место вешали новую.

Прибив иресиону, процессия направлялась по домам, напевая песенку, в которой об иресионе говорилось как о живом существе:

Иресиона вам и хлеб несет и смоквы пурпурные,
Она несет мед ярый и масло Паллады душистое
Также и вина кружку, чтоб в похмельи ей долго дремать.

Каждый нес свою масличную ветвь домой и украшал ею вход своего жилища: верили, что она поможет получить хороший урожай в будущем году.

Земледелие было древнейшим занятием греков. Земледельческие обряды тоже очень древнего происхождения. Многим из них приписывали колдовскую, магическую силу. Во время посева, например, справляли обряд «всезерние». Для этого обряда перед началом посева во всех домах в грубые глиняные горшки складывали вместе различные плоды, особенно злаки — ячменные и пшеничные зерна. Добавив масла и меда, из всей этой смеси варили «священную кашу» — всезерние. Такую же кашу в горшке из необожженной глины варили жрецы. Их горшок с «всезернием» на время посева ставили в храм. Это был магический дар подземным богам. Как в горшке сварились зерна, так и в земле должны были «свариться», прорасти посеянные злаки и другие плоды.

Чаще всего к богам обращались с молитвами и жертвоприношениями. Боги, по представлению древних, были наделены сверхъестественной силой. Но внешне они были похожи на людей. И так же как людям, им были свойственны мелкие слабости и недостатки. Обращаясь к божеству с молитвой, древний грек обещал ему за помощь принести какой-нибудь дар. Земледельцы приносили жертвенные дары всем богам, которые, по мнению древних, могли помочь или повредить урожаю. Таких богов было очень много. Одни ведали благоприятным ветром, другие — дождем, третьи — светом и теплом. Всем им — верховному богу — Зевсу, богу солнца — Гелиосу, тепла и света — Аполлону, богу винограда — Дионису и многим, многим другим подносил дары афинский земледелец. Чтил он и маленьких богов — божества ручьев, борозды, межи, богов-покровителей каждой местности.

В одной из эпиграмм греческого поэта Аполлонида рассказывается о том, как земледелец, обрабатывая свой участок, обращается к божеству с молитвой:

Дашь мне немного плодов — благодарности будет немного.
Больший мне дашь урожай — больше пожертвую я.

Каждому из этих маленьких богов причиталась доля урожая.

Религия древних грековНо самые большие дары, самые торжественные обряды совершал греческий земледелец в честь богини Деметры. Ее благоволением он особенно стремился заручиться перед посевом и вспашкой. Мифы повествуют, она пришла сюда, покинув Олимп, разгневанная похищением Персефоны. Здесь Деметра подарила людям колос пшеницы и научила их обработке земли. Из Элевсина земледелие распространилось по всей Греции. Всюду чтили богиню Деметру — покровительницу урожая. Во всех греческих городах в ее честь справляли пышные празднества, подносили ей разнообразные дары.

Зернами Деметры» считали также чечевицу, бобы, горох, просо. Кроме них, Деметре приносили в жертву разные плоды, а также животных — свиней, быков, овец. Во время жатвы в Афинах в храме Деметры четыре старухи в жертву богине приносили четырех коров белой окраски, серпом им перерезая горло. Этим обрядом древние земледельцы, по-видимому, хотели вознаградить богиню за посев, отнимаемый у нее. Урожай считался собственностью Деметры, за который нужно было с ней расплатиться. Но не только земледельцы чтили богов, молились о хорошем урожае и подносили благодарственные дары божественным покровителям. Люди, занимавшиеся самым различным трудом, совершали религиозные обряды с тем, чтобы заручиться поддержкой богов.

Рыбаки больше других почитали морского бога Посейдона. Ему они жертвовали первую или лучшую из пойманных рыб.

Религия древних греков

Охотники чтили богиню Артемиду. Ей подносили головы, шкуры, рога, клыки убитых животных. В одном из греческих городов на ежегодном празднике в честь богини Артемиды разводили костер и в огне сжигали как диких, так и домашних животных. Считалось, что жертвы, брошенные в огонь, делаются годными в пищу богам.

Религия древних греков

У пастухов было много покровителей, требовавших себе жертв. В шутливых стихах одного из древних поэтов говорится:

— С Гермесом вам легко иметь дело, пастухи: возлиянью
И молочному рад он, доволен лесным медом.
С Гераклом много труднее: он либо барана требует,
Либо покрупней ягнят, за все взимая жертву.
— Зато от волков он охраняет. — А вам прибыль какая
В том, что истреблять ягнят не волк будет, а Геракл? —

Своих покровителей имели торговцы, мореплаватели и даже воры.

В Афинах, где было сильно развито ремесло, существовал особый праздник, который справляли ремесленники в честь богов Гефеста и Афины.

Религия древних греков

Религия древних греков

Греки верили, что именно эти боги научили людей различным ремеслам: Афина — ткачеству и искусству строить корабли, Гефест — кузнечному делу, обработке металлов. В глубокой древности в тех областях, где находились действующие вулканы, Гефест почитался как бог подземного огня. С появлением кузнечного дела, тесно связанного с огнем, Гефест стал его покровителем. Огонь играл большую роль во многих обрядах в честь Гефеста так же, как и в честь Афины. На празднике ремесленников в Афинах совершался бег с зажженными факелами. Участники бега, передавая факел, как эстафету, друг другу, должны были донести его до цели не погасив.

В день праздника ремесленников дочери самых знатных афинских граждан начинали ткать пеплос который украшали золотыми узорами и изображениями борьбы олимпийских богов с гигантами.

Этот роскошный пеплос подносили во время главного афинского праздника Панафиней богине Афине.

По представлению древних греков, во власти богов находилась не только хозяйственная, но также личная и общественная жизнь людей. Как отдельному человеку, так и целому государству боги могли помочь или навредить. В любом греческом городе поклонялись всем олимпийским богам. В Афинах многим божествам были возведены храмы. В календаре афинян определенные дни посвящались почитанию Зевса, Артемиды, Аполлона…

Но больше всего надежд возлагали афиняне на помощь богини Афины. Каждое государство у греков имело своего особого божественного покровителя. Афина считалась защитницей города, носившего ее имя. В честь любимой богини афиняне справляли самый торжественный праздник — Панафинеи, состоявший из многочисленных обрядов. Богатство праздника должно было прославить величие афинского государства и его покровительницы.

Во время праздника афинские граждане приносили в жертву сто быков или каких-нибудь более мелких животных (гекатомба).

Роскошный пеплос богине подносили один раз в четыре года, когда Панафинеи справляли особенно пышно.

Пеплос прикрепляли на корабле в виде паруса. Корабль, сопровождаемый процессией, тянули на канатах к храму Афины. Этот обряд должен был, по-видимому, напомнить о том, что богиня Афина научила людей строить корабли.

Когда процессия подходила к храму, пеплос снимали с корабля. Самые знатные женщины несли его в святилище и там обряжали статую богини.

Изображения (статуи) богов были предметом глубокого почитания. Древние верили, что они наделены божественной силой. Чтобы доказать божеству свое уважение, греки особенно тщательно ухаживали за его статуей.

В Афинах совершали особый праздник, во время которого производили уборку, украшение святилища богини Афины, а также мытье и подновление самой статуи. На несколько дней храм закрывали и даже обносили канатами. Никто, кроме жрецов и храмовых служителей, не мог приближаться к ограде. Старинную деревянную статую раздевали, чистили, ее платье стирали. Считалось, что на это время богиня покидала город: нельзя было показывать богиню в таком неприглядном виде.

Когда уборка заканчивалась и все обряды, связанные с ней, были выполнены, статую одевали в чистое платье и храм открывали. Богиню снова можно было видеть всем верующим.

Государство строго следило за тем, чтобы все граждане чтили богов. Люди религиозные были более послушны и строго соблюдали законы. Тех, кто избегал выполнения обрядов, обвиняли в нечестии и строго наказывали.

Жизнь благочестивого гражданина от рождения и до самой смерти была подчинена религии. Каждое событие в его жизни служило поводом для совершения определенного обряда. При рождении ребенка выполнялись многочисленные предписания жрецов. Если рождался мальчик — на дверях дома вывешивали оливковый венок в знак того, что ребенок вырастет доблестным гражданином.

Религия древних греков

Оливковым венком у древних греков было принято награждать людей за особые заслуги перед государством. При появлении на свет девочки вешали шерсть — символ трудолюбия — главной добродетели греческих женщин.

Ребенка нужно было также подвергнуть очистительному обряду, ограждавшему его от действия злых сил. Для этого новорожденного обносили несколько раз вокруг горящего очага. Как и вода, огонь, в представлении древних, очистительной обладал силой. Несколько дней родные и друзья пировали и подносили младенцу подарки — чаще всего амулеты для защиты от различных несчастий. На седьмой или десятый день родители давали ребенку имя и поручали его покровительству богов, умилостивив их дарами.

Суеверные люди обращались к богам по самому ничтожному и мелкому поводу. Но большинство людей, хотя и верило в богов, обряды совершали скорее по привычке. При этом некоторые старались обмануть божественных покровителей. Существует рассказ о том, как некий судовладелец, видя, что его корабль несет прямо на утес, обратился к богам и обещал принести в жертву за спасение много быков. Когда же опасность миновала и корабль благополучно причалил к берегу, судовладелец принес в жертву… старого петуха.

Шли годы и менялись взгляды людей. Пустели храмы олимпийских богов. Старые верования стали вызывать насмешки. В сочинениях поздних греческих писателей богов стали изображать похожими на ленивых, глупых и жадных людей. Они ничего не хотят делать даром и ссорятся из-за тех жертв, которые им еще достаются.

Все меньше людей посещало храмы, совершало обряды и приносило дары. В сочинении писателя Лукиана, изображавшего упадок олимпийской религии, Зевс так говорит о печальной участи, ожидающей старых богов: «…Не будет нам на земле ни жертв, ни даров, ни почестей; и попусту будем сидеть мы на небе, голодные, лишенные праздников, игр, жертвоприношений, всенощных торжеств и процессий».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *