Строительство и жилье        27 апреля 2013        92         0

Римский дом

Заглянем в римский дом — особняк, каких немало в Риме. Время сохранило нам обстановку и утварь таких домов, их облик и убранство несравненно лучше, чем в многоквартирных домах. Множество домов уцелело под слоем пепла в Помпеях и Геркулануме, и мы четко представляем себе жизнь в этих зданиях.

… Двери домов, выходящие на улицу от современных мало чем отличаются. Замок двери отпирается ключом. Изнутри двери можно на задвижку запереть. Стучат в нее колотушкой, специальным кольцом. В иных домах можно подергать за дверную цепочку, и тогда раздастся звон колокольчика.

Мозаичная надпись на пороге дома: «Сальве» («добро пожаловать»). Свои вкусы у каждого хозяина. Даже сажают ученых птиц у дверей в некоторых домах, криком «сальве» они встречают гостей.

Иногда двери охраняет собака, поэтому у порога нас встречает выложенная мозаикой столь знакомая надпись: «Берегись собаки!» («каве канем»). А некоторым собака не нужна: это бывало тогда, когда дом охраняет раб, которого привязывают к кольцу в стене, как цепного пса…

Сразу за дверьми — остий. Здесь дожидаются посетители. Дальше — самое большое помещение во всем доме — атрий.

Даже богатые дома сохранили планировку, ведущую свое начало от глубокой старины, когда жилище римлянина представляло собой простой деревянный сруб с отверстием в потолке, куда выходил дым очага, находившегося посередине комнаты.

Слово «атрий» происходит, вероятно, от латинского прилагательного «атер» (темный, черный), что легко объяснить, если мы представим себе, какими черными и закоптелыми были эти помещения, когда в них горел огонь в очаге, не имевшем трубы.

Постепенно к этому центральному помещению стали пристраиваться небольшие жилые комнаты, помещения для слуг и т. д. Атрий сохранял проем в крыше и в последующие века. Свет в атрий поступал через отверстие в потолке.

Римский дом

Италийский дом с атрием. Отсутствие окон объясняется тем, что римляне до I в. н. э. не застекляли рам и из-за зимних холодов вынуждены были оставлять стены без окон. Улица с такими домами выглядела угрюмой и мрачной.

А почему же посредине комнаты бассейн? Это тоже традиция. Отверстие в потолке давало возможность собирать дождевую воду. Для этого в атрии делали бассейн, нуда стекала дождевая вода. Этот бассейн, имплювий, был дополнительным резервуаром для водоснабжения. Отсюда брали воду для хозяйственных нужд при отсутствии водопровода или при далеком расстоянии от бассейна.

Позднее отверстие в потолке стало служить только для освещения, а бассейн в полу — для украшения комнаты.

Атрий — центр дома. В нем собирается вся семья, и, конечно, он украшен наиболее богато. В домах состоятельных людей стены отделаны мрамором, пол мозаичный, из маленьких разноцветных камешков; ими выложены красивые узоры. На стенах — картины-фрески, в нишах стоят мраморные статуи.

Римский дом

Внутренний вид одного из домов в Помпеях. На переднем плане имплювий — бассейн для сбора дождевой воды. Открытая комната — таблин — кабинет хозяина. Поднятый занавес отделяет таблин от перистиля — внутреннего дворика с колоннами.

В атрии хранятся восковые маски умерших предков, здесь и алтарь домашних богов — лар и пенатов. Часто в атрии же приносятся жертвы этим домашним богам.

В особых шкафах хранятся маски. Расположены они в таком порядке, что родословную хозяина по ним можно легко проследить.

За атрием — дворик внутренний, обнесенный колоннадой и глухой стеной, отгороженный от улицы. Это перистиль. Тут бассейн с маленьким фонтаном, скамейки из камня. А у людей по богаче перистиль заполнен редкостными растениями, с причудливо подстриженными деревьями, мрамор драгоценных статуй белеет среди них.

Таблин располагается между атрием и перистилем. Это что-то типа хозяйского кабинета. Документы хозяина хранились именно здесь.

Атрий имел сообщение с перистилем одним либо парой боковыми коридорами, чтобы не беспокоить хозяина домашние слуги проходили через них. Как и атрий таблин, по возможности богато отделывался. Стены и полы украшались мозаикой и мрамором. Если бывало необходимо, он с легкостью отделялся легкими ширмами или занавесями от окружающих помещений.

Облик римского дома мог показаться нам необычным: стены просторного атрия терялись в полутьме, яркие лучи солнца освещали только его середину. В сумерках бронза высоких канделябров мерцала, поблескивала на столах драгоценная посуда, золоченая резьба мебели искрилась. Потом открывался широкий проем, за которым виден был обширный перистиль.

В имплювии с наступлением вечера, отражалось звездное небо, лунным светом был залит перистиль; коптили лампы и вычурные тени подрагивали на стенах.

Вокруг атрия, таблина и перистиля шли жилые комнаты для хозяев, домочадцев и рабов. Они были отделаны гораздо скромнее, освещались маленькими окнами. Несколько богаче отделывался триклиний — столовая.

Иногда дома были двухэтажные. Особенно часто второй этаж возводился над колоннадой перистиля, куда и выходили его окна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *