Техника живописи и скульптурные приемы        12 октября 2013        108         0

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Рисунок 70-80-х годов XIX века составляет чрезвычайно своеобразную главу в истории русской графики. В это время русское искусство выдвигает множество крупнейших художников, многие из которых были первоклассными рисовальщиками. Однако общее положение графики по сравнению с предшествующими периодами существенно меняется. Вставшая перед искусством задача развернутого отображения социальной действительности, ее «больных» проблем наиболее полно и последовательно могла быть решена в живописи, которая становится в связи с этим ведущей формой художественно-изобразительного мышления эпохи. Реалистическая станковая картина со всеми особенностями ее образного строя, ее живописного языка, ее пластического ощущения мира оказывает как по содержанию, так и по форме, сильнейшее влияние на «передвижнический» рисунок.

В этот период делается характерная попытка по-новому осмыслить специфические выразительные возможности рисунка, и основная заслуга в этом принадлежит П. П. Чистякову.

Чистяков - Обнаженный натурщик

В своем собственном творчестве и, в особенности, в своей педагогической деятельности Чистяков стремился соединить завоевания старой академической школы рисунка с идейно-реалистическими требованиями, выдвигавшимися новым искусством. Важнейшим качеством рисунка он считал максимально правдивую передачу изображаемых предметов со всей достоверностью их пластической структуры и зрительного облика. Художественно-теоретические взгляды Чистякова и основанная на них его педагогическая практика сыграли во второй половине XIX века важную роль для всего русского искусства.

Ведущие особенности развития в русском искусстве живописных жанров второй половины XIX века определили собой и главные качества, и свойства рисовального творчества этой поры. Так, например, основные направления в эволюции пейзажной живописи тех лет совершенно отчетливо прослеживаются и в графике художников-пейзажистов. Рисунки И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева интересны, различным пониманием пейзажного образа и связанной с этим разницей в использовании художественно-графических средств.

Боголюбов А. П. - Печерский монастырь

Айвазовский И. К. - Феодосия. Вид с моря

Саврасов А. К. - Старые сосны

Шишкин И. И. - Сестрорецк. Дубы

Шишкин И. И. - Заросший пруд

Васильев Ф. А. - Волга. Ширяево

Васильев Ф. А. - Пруд

Характерным примером нового подхода к рисунку является графическое творчество И. Н. Крамского. Его многочисленные рисуночные портреты, исполненные чаще всего соусом, обладают всей строгой объективностью художественного документа и отмечены предельной конкретной достоверностью в передаче внешнего облика и психологии модели.

Крамской И. Н. - Портрет художника Г. Г. Мясоедова

В иных листах Крамской, наоборот, стремится уйти от документализма и подчеркнуть субъективно-поэтическую сторону замысла. Таковы, например, «Портрет С. Н. Крамской» (Государственный Русский музей) или «Святочное гаданье», где соус, сепия и растушка становятся основой живописного решения композиции.

Портрет С. Н. Крамской

Святочное гадание

Другая линия в развитии рисунка того периода, более близкая к традициям жанровой графики предшествующих лет, но также существующая в тесной связи с живописным творчеством художников, наглядно выражена в рисунках В. Е. Маковского.

Маковский В. Е. - Городничий

Благотворительница

Его листы — будь то самостоятельные бытовые сцены или же этюды и эскизы к будущим картинам — обычно представляют собой типажные или композиционные изображения; они всегда основаны на натурной зарисовке и заключают в себе четкий развернуто-сюжетный замысел. Отмеченные юмором и большим вниманием к бытовой жизненной правде рисунки Маковского — характерный образец русской графики тех лет.

Со всеми этими идейными и художественно-графическими проблемами «передвижнического» рисунка в той или иной мере связано рисовальное творчество таких крупных художников как В. М. Максимов, Н. А. Ярошенко, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, хотя, безусловно, каждый из них имел свой излюбленный круг образов и тем, свой графический «почерк».

Васнецов В. М. - В кружале

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Васнецов В. М. Лобное место. Из иллюстрации «к Песне о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова.

Максимов В. М. - Голова крестьянина

Савицкий К. А. - На ярмарку

С этими же общими истоками связана блестящая рисовальная деятельность И. Е. Репина. Рисунки Репина являются неотделимой частью всей его художественной практики, всех его выдающихся достижений в развитии русского реализма.

Репин И. Е. - Арест пропагандиста

Репин сравнительно редко задавался целью создания графических листов в качестве самостоятельных художественных произведений. Если не считать карандашных эскизов будущих картин, основная стихия Репина-рисовальщика — рисунок с натуры, рисунок, непосредственно вдохновленный жизненными впечатлениями художника, вбирающий в себя все богатство и глубину репинского восприятия действительности. Рождаясь часто из простой импровизации, этюдного наброска, эти рисунки сплошь и рядом перерастали первоначальный замысел, обретая огромную силу художественного обобщения. Период расцвета рисовального творчества Репина начинается с конца 70-х годов. Уверенное, прочное владение рисунком, сказывающееся уже в ранних листах художника, обогащается к этому времени приобретенным опытом работы над крупными произведениями искусства. Карандашная проработка живописных замыслов усиливала интерес к композиционной графике, непрерывное рисование с натуры укрепляло мастерство рисунка в непосредственном и глубоком постижении жизни. От листов, в которых преобладала тщательная прорисовка деталей короткими линиями остро очиненного карандаша, Репин переходит к работам, в которых использовано все богатство и многообразие реалистического графического языка. В таком рисунке как «Невский проспект» художник, сохраняя жизненную прелесть и остроту натурной зарисовки, создает обобщающую картину оживленной уличной жизни.

Репин - Невский проспект

Наполняя рисунок светом и воздухом, Репин делает это не в ущерб сюжетной содержательности и пластической определенности изображения. Подобными же качествами отличаются и его графические портреты («Девочка Ада», портрет Первухина, портрет Элеоноры Дузе и многие другие), всегда сочетающие в себе большую человечность, глубину психологической характеристики с полнокровным ощущением живого трепета натуры.

Портрет Элеоноры Дузе

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Девочка Ада

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Портрет К. К. Первухина.

 

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Репин И. Е. Портрет Е. В. Лавровой

В творчестве другого выдающегося художника В. И. Сурикова рисунок занимает место гораздо более скромное. Но и у него, как и в работах таких мастеров как С. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Иванов рисовальная деятельность является интересной стороной общих творческих поисков.

В этих работах порою явственно чувствуется наметившаяся уже к концу XIX века эволюция русского рисунка в сторону усиления самостоятельной экспрессивной роли штриха, линии, с одной стороны, и поисков подчеркнутой трех-мерности пластической формы — с другой. Первое из этих качеств наглядно выявлено в очень интересном по теме рисунке С. В. Иванова «Беспорядки», изображающем забастовку заводских рабочих. Второе свойство русской графики тех лет можно обнаружить в «Богомолках» С. А. Коровина — листе, исполненном в качестве эскиза к одноименной картине.

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Иванов С. В. Беспорядки

Рисунок 70-80-х годов XIX века

Коровин С. А. Богомольцы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *