Техника живописи и скульптурные приемы        19 апреля 2013        54         0

Ритмические ряды

ritmichnye-ryady

Рассмотрим вопрос о ритмических рядах, как одной из древнейших форм декоративного искусства.

Под ритмическим рядом мы будем подразумевать правильное чередование некоторых определенных орнаментальных элементов, при их точном повторении. Ритмические ряды, как всем известно, своего значения не утратили и в настоящее время; достаточно посмотреть на архитектуру нашего времени или на иные виды производств, имеющих хотя бы в незначительной степени декоративную обработку, и мы очень часто, найдем украшения, имеющие вид рядовых повторений каких-нибудь однородных мотивов.

В наших современных рядах весьма, часто, однако, наблюдается довольно большая сложность, которая относится как к характеру самих элементов, входящих в состав ритмических рядов, так и к их числу и характеру их взаимной связи. В то время как в древнем, или первобытном, искусстве элементом ряда являются простейшие фигуры, в своем роде некоторые неделимые, в искусстве уже древних цивилизаций обнаруживается композиционное их усложнение, т. е. простейшие формы оказываются уже скрытыми под весьма развитыми темами, однако, сохраняющими и в этом скрытом состоянии все значение композиционной основы. Для таких сложных рядов используются и элементы упомянутого выше, самостоятельного или замкнутого характера, в свою очередь, приобретающие очень развитой характер.

Если мы посмотрим, например, на композицию борта персидских ковров XVI-XVII веков, то первым нашим впечатлением, пожалуй, будет то, что мы и не усмотрим здесь за сложностью выражения основных схем, одинаковых для всякого рода ритмических рядов. В самом деле, здесь мы найдем цветы разного вида, в свою очередь усложненные декоративной обработкой, стебли, листья, стилизованные облака, птиц и т. п. Но, всмотревшись внимательнее, мы без труда установим, что вся эта сложность содержания организована по определенным законам построения ритмических рядов, с тою лишь разницей, что слагаемыми в этих рядах являются не простейшие геометрические мотивы, а целые композиции декоративно-живописного характера, однако, построенные как в целом, так и в отдельных сюжетах — по принципу симметрии, с одной осью, которой соответствует обычно и наиболее крупный декоративный элемент. Эти усложненные до крайних степеней элементы ритмического ряда могут повторяться в правильном чередовании, один за другим, или перемежаться, если таких элементов не один, а два.

Но вот эти сложнейшие формы ритмических рядов подвергаются впоследствии весьма значительной переработке, в особенности, когда они начинают усваиваться средой совершенно иного культурного состояния.

С одной стороны, часть элементов оказывается непонятой, с другой стороны, вся степень усложненности в построении декоративных элементов — является не воспроизводимой, а затем и лишней, т. е. переходящей пределы требований новой среды. Происходит постепенное упрощение и сокращение, т. е. как бы обратный процесс, который останавливается замечательным образом на таких композициях, в которых явственно выступает полностью вся схема построения ритмических рядов и в искусстве древнейшем. В частности, подобным обратным превращениям подверглись и персидские ковровые композиции на путях их усвоения, и не только на периферии влияний персидской цивилизации, но и в самой Персии (хотя и в классово иной среде). Мы упоминаем здесь этот случайно взятый нами пример, чтобы с большей наглядностью можно было ознакомиться и с простейшими ритмическими рядами, которые нас интересуют в особенности.

Однако, к этому вопросу, оказывается возможным подойти лишь после предварительного ознакомления с самим характером древнейших видов размещения ритмических рядов на декорируемых предметах, что имеет, как оказывается, весьма большое значение и в вопросе самого генезиса этого вида декоративного творчества.

Если мы внимательно посмотрим на всякого рода декоративные изделия, как древние, так, хотя и современные, но имеющие все признаки древности в форме их выражения, то мы заметим, что преобладающими окажутся два способа размещения ритмических рядов: в виде горизонтально расположенных поперек предмета полос, или — в виде полос, помещенных вертикально, или по длине предмета. Уже в этом можно видеть некоторое выражения, закономерности в адаптации декоративной формы к форме самого предмета или подчинение системы расположения орнамента правильному соотношению с декорируемой поверхностью.

Это, подчинение готовой заданной форме с особенной яркостью выступает на изделиях человека эпохи палеолита, когда это подчинение выражается иногда в чистой форме повторения резным знаком — линией или короткими чертами абриса самого предмета, его контуров.

К ранней эпохе изобразительной деятельности европейского человека относится, между прочим, интереснейший памятник этого рода, представляющий собой отрезок трубчатой кости оленя, служивший своего рода флаконом для краски. Эта трубочка украшена резьбой, выраженной в поперечных нарезках, размещенных вдоль кости в характере ритмических чередований. Однако еще с большей четкостью украшена верхняя часть кости, где у самого ее края зонально размещены один под другим три различных ритмических ряда.

Этот пример особенно для нас ценен, как свидетельство наличия уже в такую отдаленную эпоху способа усложнения простого линейного абриса края путем приложения к этому ритмического ряда, а затем и такой ряд здесь не является единственным, а их — три, и расположены они один под другим, в зональном порядке. Конечно, такая система размещения ритмических рядов, вообще говоря, не была широко усвоена палеолитическим человеком даже в эпоху расцвета его изобразительной деятельности, но движение в этом направлении, несомненно, уже слагалось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *