Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        31 декабря 2012        157         0

Родовой строй

Родовой строй

Артур Райт, бывший несколько лет миссионером у сенека и хорошо знакомый с их обычаями и языком, писал в 1873 году:

«Что касается их родового строя в те времена, когда они жили в старинных длинных домах, то вероятно, что какой-либо клан господствовал, но женщины брали себе в дом мужей из кланов других. Порою, и это было новшеством, их сыновья приводили к себе в дом своих молодых жен до тех пор, пока не осмеливались покинуть своих матерей. Обычно управляли домом женщины, которые стремились соблюдать интересы клана. Запасы были общими, но беда тому несчастному мужу либо любовнику, если тот был слишком ленивым или неловким и не приносил своей части в общий запас. Будь он даже отцом многочисленного семейства и владельцем большого имущества, ему в любое время могли приказать собрать свои пожитки и убираться вон. Ослушаться такого приказания было далеко не безопасно. Дом становился ему чужим, и если его не спасало заступничество какой-нибудь тетки или бабушки, ему оставалось только вернуться в свой клан или же, как это часто случалось, вступить в новый брак в каком-нибудь другом клане. Женщины были крупной силой в клане и повсюду. Они не задумывались, когда это было нужно, по их техническому выражению, «обломать рога» вождю и разжаловать его в обыкновенные воины. Первоначальные выборы вождей точно также были всегда в их руках».

Материнское право и гинекократия ирокезов нисколько не преувеличены. Матери и их дети принадлежали к одному роду и были настоящими владельцами дома. Самый дом был родовым и, в случае смерти отца или матери, занимаемые ими помещения, оставались во владении членов рода. Положение матери чрезвычайно способствовало ее влиянию в домашнем хозяйстве и укрепляло узы родства, считавшегося, как известно, по женской линии. Это вводит нас в ту древнюю фазу человеческой культуры, которая была широко распространена среди племен Азии, Европы, Африки, Америки и Австралии.

Старый общественный порядок рушился не раньше, чем появилась цивилизация у греков, и родовой строй сменился политической организацией общества. Однако даже среди греческих племен сохранились глубокие следы древнего социального строя. У ирокезов, группа, составлявшая одно домашнее хозяйство, занималась огородничеством, совместно собирала урожай и хранила его в своих жилищах в виде общего запаса. На эти продукты существовала более или менее выраженная индивидуальная собственность в форме владения ими различных семей. Например, хлеб связывался в снопы и развешивался по разным помещениям дома, но если какая-нибудь одна семья уже израсходовала свой запас, то другие семьи помогали ей из своих средств, пока у них самих что-нибудь оставалось.

Вся добыча охоты и рыбной ловли точно также шла в общий запас, а излишки делились между семьями каждого домохозяйства и заготовлялись на зиму. Общего склада продовольствия для всей деревни не существовало. Накопление запасов производилось отдельными хозяйствами, но в случае нужды в силу закона гостеприимства делалось заимствование из запасов односельчан. Мы можем говорить о нравах и обычаях ирокезов с достаточной долей уверенности, и если какой-нибудь обычай отливался у них в определенную положительную форму, то становится вполне вероятным, что тот же родовой строй существовал у других племен, живших в таких же условиях. Ведь потребности племен были, в общем, совершенно одинаковы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *