Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        23 декабря 2012        163         0

Родовые угодья

rodovye-ugodiya

Принимая во внимание тот факт, что в общениях с белыми и другими чужестранцами чаще всего выступают родовые или племенные вожди, можно предполагать, что исследователи района своими информаторами чаще всего имели именно эту категорию лиц. И восприняв некритически, вне социального анализа, их сведения, у них создалось представление о том, что родовые угодья принадлежат вождям.

Вожди, основываясь на своем могуществе и силе, сами пытались присвоить разного рода права на собственность, которые у них оспаривались другими семьями. Этой тенденцией можно объяснить целый ряд легенд племен побережья, где говорится о собственности вождей на угодья. В одной из легенд квакиютль вождь говорит напавшему на него врагу: «эта река моя, пойдет тебе, а также и мое имя и мои 10 рабов». В одной из легенд тлинкит говорится, что чудовище морских глубин владело заливом, оно никого не подпускало к своим владениям, смельчаки, рискнувшие переехать залив, неизменно тонули в нем. Все, кого оно губило, становились его рабами и превращались в медведей и с вершин высоких гор, окружавших залив, стерегли владения своего господина.

Хотя родовые угодья не были еще собственностью вождей, но пользование ими обязывало членов родов отдавать часть своего промысла вождю, как распорядителю этих угодий.

Охотник, убивший трех медведей, одного должен был отдать вождю; убивший трех бобров — также должен был отдавать одного. Когда охотник убивает много тюленей, одного он берет себе, а остальных отдает вождю — говорится в одной легенде. Из десяти убитых горных коз пять должны быть отданы вождю. Женщины из пяти кусков ягодных колобов — один должны отдать жене вождя. Когда женщина копает корни, то длинные идут вождю, а короткие — ей.

В легендах квакиютль приводится об этом следующий рассказ: «Предки Коскимо жили на зимнем месте, у них был вождь, по имени Центр. Племя действительно относилось к нему как к вождю, потому что как только племя ловило палтусов и каждый рыболов, вылавливая двух палтусов, одного отдавал вождю; когда гарпунщики отправлялись охотиться на выдр, две выдры из четырех отдавались вождю. Все делилось пополам между племенем и вождем.

Интересно далее описание случая отказа от дачи половины вождю. «Однажды все поехали ловить палтусов и вечером вернулись. Тогда один человек не дал вождю ни одной рыбы. Это вождя крайне рассердило. Утром он взял свой каменный топор, пошел на берег в северный конец деревни и разбил прекрасные челноки предков Коскимо. Он был убит своим зятем и стал вождем в подземном поселке мертвых».

В одной из легенд цимшиян читаем: «В те времена люди каждого племени имели обычай ловить лосося один-два дня для вождя. Женщины же несколько дней собирали ягоды для жены вождя». Все эти приношения и отработки можно рассматривать только как известную дань за пользование родовыми угодьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *