Архитектура        11 сентября 2013        87         0

Роль геометрии в средневековой архитектуре

Особого внимания заслуживают капитальные исследования проф. К. Н. Афанасьева, посвященные древнерусской архитектуре. Автор пришел к выводу, что архитектурные пропорции явились следствием рабочего метода строителя-зодчего и не связаны с эстетикой сооружения.

Роль геометрии в средневековой архитектуре

Справедливо отмечая служебную роль геометрии в средневековой архитектуре и констатируя, что математика являлась своего рода архитектурной азбукой, без которой нельзя было обойтись средневековому зодчему, Афанасьев утверждает, что «архитектурная форма всех без изъятия мало-мальски значительных памятников архитектуры древней Руси должна быть построена в тех или иных математических закономерностях. Это не было прихотью зодчего и не вызывалось чисто эстетическими требованиями, предъявляемыми к архитектуре этих сооружений, а являлось практической необходимостью и относилось к методу труда строителя-зодчего».

Положение, выдвинутое Афанасьевым применительно к средневековой архитектуре Руси, может быть отнесено и к архитектуре Средней Азии, однако с существенными поправками, поскольку письменные источники IX-XI вв. в искусных геометрических приемах усматривают основу архитектуры, включая в это понятие и вопросы эстетики.

Архитектурным пропорциям посвятили свои исследования Н. Болотников, Н. Брунов, А. Бунин, А. Буров, Г. Вагнер, В. Владимиров, А. Иконников, Н. Колли, Т. Круглова, И. Ламцов, Н. Максимов, Ю. Милонов, И. Николаев, П. Покровский, Б. Рыбаков, А. Тиц, М. Туркус, М. Федоров, Д. Хазанов, И. Шевелев, отражая направленность архитектурной теоретической мысли, сложившейся к третьей четверти прошлого столетия.

Далеко не полный перечень авторов исследований архитектурных пропорций в России и за рубежом показывает наличие неослабевающего научного интереса к теме пропорций.

Тем не менее, значительная часть русских архитекторов не считает необходимым определять пропорции архитектурных сооружений математическим методом, полагая, что логика и интуиция как основа творческого процесса достаточны и для установления пропорций архитектурного сооружения. В этом сказалась недооценка роли математики как орудия мышления, имевшая место в недалеком прошлом.

В настоящее время развитие и становление теоретических основ русской архитектуры находятся на новом этапе. Круг вопросов, охватываемых теорией архитектуры, расширяется и затрагивает общие вопросы архитектурной композиции, архитектурной среды и человека, вопросы строительной техники и архитектурной формы, архитектурной бионики, такие вопросы, как кибернетика и архитектура, архитектура и пластические искусства. Для теории архитектуры характерен новый аспект рассмотрения проблем, обусловленный новыми задачами нашей архитектуры,— создание форм, соответствующих ее новому содержанию. «Теория композиции, — как отмечает А. В. Иконников, — должна опираться и на новый для нашей философской науки раздел по теории ценностей, которая помогла бы установить соотношение и взаимодействие ценностных аспектов произведения архитектуры, рассматриваемого в целом, во всей сложности его взаимодействия с человеком. Необходимо и обращение к такой области философии, как семиология, с тем, чтобы осознать пути становления структуры архитектурного языка на всех уровнях — от организации крупных пространственных систем в масштабе города до микроструктур, до деталей архитектурного сооружения».

Однако новые аспекты исследований и переосмысления ценностей не обходятся без того, чтобы не вернуться к традиционной проблеме гармонизации в архитектуре. К ней снова и снова возвращаются как теоретики архитектуры, так и практические деятели в области архитектуры.

В этом отношении несомненный интерес представляют высказывания одного из ведущих архитекторов — Л. Павлова, имеющего свое определенное творческое кредо. Он пишет, что каждый архитектор по-своему пропорционирует свои сооружения, но все архитекторы работают над гармонизацией. Он не согласен с теми, кто в математическом пропорционировании усматривает «мистику» и считает совершенно необходимым найденные на глаз пропорции проверять и окончательно устанавливать с помощью математики. Из известных систем пропорциопирования им отдается предпочтение не только прогрессии «золотого сечения», стремящейся к бесконечно большим или бесконечно малым величинам, но и системе диагоналей двух квадратов, отвечающей его эстетическим запросам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *