Техника живописи и скульптурные приемы        16 июля 2012        95         0

Росписи из гробниц

Египет

К росписям на сосудах близко примыкает одно из наиболее замечательных произведений искусства доклассового Египта — стенные росписи из гробницы вождя в Иераконполе. Гробница представляла собою подземное прямоугольное помещение (4,5х2 м), стены которого были обложены кирпичом (выс. 1,5 м). Потолок, судя по другим гробницам, был перекрыт бревнами. В центре северной стены был выступ, как бы деливший помещение на две части. Передняя стенка выступа и вся противоположная ему южная стена были покрыты росписями, выполненными по покрывавшей кирпичи обмазке четырьмя красками — белой, черной, желтой и красной; контуры фигур были предварительно нанесены красной охрой.

По содержанию росписи близки к изображениям на сосудах, но, кроме обрядов на ладьях и сцен охоты, здесь имеются и военные эпизоды.

Росписи из гробниц

Роспись на стене гробницы вождя из Иераконполя

 

Ладьи с ветвями, шалашами и фигурами пляшущих людей имели, видимо, первостепенное значение в тематике росписи, так как они занимают всю центральную часть стены. Выше и ниже, очевидно на берегах, изображены люди, которые охотятся на зверей с помощью луков и арканов, ловят зверей в капканы. Тут же происходят поединки и расправа с пленными врагами. Дать полное истолкование содержания росписи еще трудно, но ясно, что оно было связано с верованиями о загробном странствии души умершего и имело целью обеспечить ему благополучное пребывание в потустороннем мире. Это подтверждается и тем, что мы видим здесь и символическое изображение победы человека над зверьми — мужскую фигуру, держащую за шеи двух вздыбившихся львов. Возможно, военные сцены не относились к загробной жизни, а напоминали о подвигах умершего предводителя, подобно тому, как позднее в гробницах египетских вельмож встречаются сцены из жизни умершего.

На выступе выполнены красной краской крупные фигуры двух мужчин, нагих, с узким белым поясом на бедрах, с посохом и палкой в руках. Возможно, это погребенный в могиле вождь и его родич, может быть, также похороненный в этой гробнице; тогда было бы понятно разделение ее на две части выступом.

Образы людей в росписях на сосудах и в иераконпольской гробнице охарактеризованы в самой общей форме, передаются только наиболее существенные черты. У фигур жриц или богинь особо выделен ритуальный жест поднятых рук, детали же лица и ступни ног не обозначены. Животные, птицы, ладьи, деревья также передавались обобщенно.

Художник воспроизводил различные части одной и той же фигуры с разных точек зрения. Например, тело крокодила с четырьмя лапами он показывает сверху, а хвост и голову — в профиль, чтобы были видны обе челюсти раскрытой пасти. На иераконпольской росписи тела животных даны в профиль, а рога то в профиль, то в фас, в зависимости от того, как более отчетливо могла быть показана характерная форма рогов — у антилопы и горного козла в профиль, у быка или буйвола в фас.

Такой способ изображения понятен, ибо художник рисовал предметы не с натуры, не то, что он видел в определенный момент с одной определенной точки зрения, а то, что он себе представлял. Поэтому он передавал особенно тщательно то, что было важно только для данной сцены — ритуальный жест для обряда, оружие и руки для боя и охоты, ноги для бега. Пропорции не соблюдались. Взаимоотношения действующих лиц передавались тоже крайне примитивно; ведущая роль жрицы в обряде подчеркивалась большими размерами ее фигуры, победа в поединке — тем, что побежденного рисовали стоящим на голове (иераконпольская роспись, под второй ладьей слева).

В то же время художник мог и хорошо обрисовать фигуры животных; достаточно посмотреть на газелей и львов иераконпольской росписи. В этой же росписи очень живо лана сцена охоты: на двух горных козлов нападают две собаки, а охотник жестами и, несомненно, криками натравливает собак (верхний ряд перед первой ладьей справа).

Необходимо подчеркнуть и умелое расположение композиции на сосудах, нарастающее стремление к известной декоративности.

Наряду с росписями большой интерес представляют и находимые в погребениях небольшие скульптуры. Некоторые из них близки по содержанию к росписям сосудов в иераконпольской гробнице: глиняные лодки с сидящими в них фигурками умершего и гребцов, руки которых подняты в ритуальном жесте. Эти статуэтки, равно как и фигурки женщин с опущенными по бокам или сложенными на животе руками и грубо желанные из кости подобия мужских и женских фигур, имели несомненное отношение культам плодородия.

Росписи из гробниц
Статуэтка женщины. Глина.

 

Наличие в погребениях таких предметов объясняется рядом характерных для первобытнообщинного строя представлений. Предки, получая жертвы от потомков, должны были, в свою очередь, обеспечивать богатые урожаи, хороший приплод у прирученного скота, обилие дичи и рыбы. Поскольку же для процветания племени и, главное, для самой возможности принесения постоянных жертв умершим было необходимо наличие большого потомства, то неотъемлемой частью культа предков рано сделались молитвы о даровании детей. Считалось, что духи предков могут вселяться в женщин рода и вновь возрождаться, что их изображение, равно как и изображение женщины, является амулетом, способствующим рождению детей.

В могилах встречаются и другие статуэтки, имевшие непосредственное отношение к обслуживанию умерших: фигурки женщин с сосудами на головах или месящих ногами тесто в большом сосуде, должны были постоянно приготовлять и приносить умершему пищу. Возможно, с той же целью в могилы ставились и статуэтки жертвенных животных — коров, быков, телят, свиней. Некоторые из них могли иметь и культовое значение, изображая почитавшееся умершим животное-покровителя. Фигурки карликов и карлиц могли служить для развлечения умершего (как и находимые в захоронениях пешки для игры), но возможно, что они были связаны с погребальными обрядами, в которых карлики исполняли какие-то пляски. С погребальными обрядами были связаны и фигурки пленных (убийство пленных на иераконпольской росписи). Все эти статуэтки трактованы так же обобщенно, как и фигуры на росписях: у статуэток пленных выделяются связанные за спиной руки, у жриц — руки, поднятые над головой, у фигурок, относящихся к культам плодородия, подчеркнуты половые признаки. Внимание скульптора, как и живописца, не сосредоточивалось на соблюдении правильного соотношения частей тела; особенно большими делались глаза, иногда инкрустированные то кусочками камня или скорлупы страусового яйца, то бусами, покрытыми синей поливой. Такой способ передачи был обусловлен представлением первобытного человека об особой роли глаза, который считался вместилищем души, а взгляд — обладающим могучей силой воздействия на живых и духов. Из подобных верований вытекало убеждение, что статуэтка «оживает» и становится настоящей заменой изображенного существа только в том случае, если у нее имеются глаза; фигурки изготовлялись с пустыми орбитами, а сделанные из других материалов глаза вставлялись в процессе особых обрядов; иногда их просто наносили краской.

Отдельные фигуры переданы с непосредственной живостью. Художник сумел показать чувство отчаяния человека, схватившегося за голову, тяжесть труда женщины, которая месит ногами тесто в большом горшке, одной рукой упираясь в бедро, другой — в край сосуда. Очень хороши и некоторые фигурки животных теленок, собаки, гиппопотамы.

Памятники конца рассматриваемого периода свидетельствуют об изменении художественных требований, которое явилось следствием иной ступени развития общества, мировосприятия, культуры. Характер образов становится более четким, композиции приобретают определенную организованность, появляется обозначение линии почвы. Примерами этого этапа в развитии египетского искусства служат рельефы с изображением животных, охоты и битв между общинами, вырезанные на костяных рукоятках ножей и других бытовых предметах и на тонких каменных плитках ритуального назначения. К ним примыкают и рельефы на парадных алебастровых булавах, где показаны обрядовые сцены.

Вполне понятно, почему на оружии — рукоятках ножей — вырезывались именно сцены охоты и битв. Понятно и появление на таких рукоятках рядов животных и птиц; очевидно, считалось, что они будут содействовать успеху охоты и защищать владельца ножа от нападения зверей. Из дошедших до нас рукояток наиболее известна костяная рукоятка ножа из Гебель эль-Арака (Лувр). На одной ее стороне наверху дана символическая группа покорения зверей — человек или божество держит двух вздыбившихся львов, ниже — две помогающие ему собаки, еще ниже — звери, нападающие друг на друга, и охотники, ловящие зверей арканами. На другой стороне — военные сцены. Нападающие друг на друга звери имеются и на золотой рукоятке ножа из Гебель Тарифа (Каирский музей); здесь среди зверей виден крылатый грифон; на другой стороне показаны растительный орнамент и две большие перекрещивающиеся змеи, изображенные для того, чтобы отвратить опасности от владельца ножа. Какое-то определенное смысловое значение имели и правильные ряды животных на других рукоятках ножей и на некоторых фрагментах рельефов по кости. Анализируя эти вещи, можно отметить несомненный порядок в распределении животных и птиц по поясам. Породы зверей и птиц отобраны по каким-то признакам: обычно каждый ряд состоит из одной породы, причем слоны занимают первый или второй ряд; далее, между птицами, на втором месте почему-то всегда вставлена жирафа, а ряд замыкают две птицы другой породы; собака и рыба появляются в единственном числе и также только в конце ряда.

Эти обстоятельства показывают, что фигуры располагаются не декоративно, а по определенному значению, что подтверждается и такими чертами, которые, несомненно, имели культовый смысл и были связаны с неясными для нас обрядами или мифами. Так слоны всегда топчут змей, а коршуны пожирают добычу, по сторонам человеческой фигуры стоят фантастические пантеры с непомерно вытянутыми шеями (фрагмент из Иераконполя); показаны двери каких-то святилищ (бивень слона из Иераконполя). Такие же ряды зверей и птиц встречаются и на одном гребне, который был специально сделан для погребального инвентаря, чем и объясняется характер его декорировки. На других бытовых предметах ряды зверей и птиц решены уже, видимо, в декоративном плане, поскольку здесь отсутствуют отмеченные выше особенности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *