Производство керамики        18 марта 2012        71         0

Руанский фаянс

Мы уже знаем, что в Руане в XVI веке работал замечательный мастер Массео Абакан, творчество которого без прямых предшественников оставалось и без настоящих последователей. После Абакана мы теряли почти на целое столетие след руанского производства, и когда мы его вновь встречаем во второй половине XVII века, его преобразование под влиянием французской среды уже завершилось. В 1644 г. Никола Пуарель получил на пятьдесят лет исключительное право на изготовление и продажу фаянса, которое он вскоре уступил некоему Эди Потера. Последний, по видимому, действительно, открыл фабрику, так как сохранились образцы, помеченные „faict a Rouen 1647“.

Фаянсовое производство столицы Нормандии развивалось чрезвычайно быстро, и одно время в ней конкурировали друг с другом восемнадцать фабрик. Самые ранние руанские изделия, выдержанные в синем, напоминают еще итальянские фаянсы Невера, но очень скоро эти итальянские неверские реминисценции исчезают, и их место занимает чисто французский специально „руанский стиль», ставший постепенно предметом подражания не только во Франции, но и за границей. Невер никогда не мог вполне освободиться от чужеземных влияний, и его иногда, действительно, прелестные букеты только наполовину французские, в них всегда чувствуется вкус восточного натурализма. Руанский фаянс, напротив, быстро освободился от всяких чужеземных влияний и выработал свой собственный своеобразный стиль.

ruanskii-fayans

В основу руанского орнамента положен завиток, букеты же являются не чем иным, как подробностями общей орнаментации. Богатые и сложные на первый взгляд бордюры в виде орнаментации гирлянд, кружевных узоров и особенно характерных ламбрекенов, составлены обыкновенно только из одного или двух чередующихся мотивов, острия которых выдвигаются радиально к центру блюда, занятому центральным орнаментом, в виде розеток, головок, корзинок с цветами и т. п. Это знаменитый, типично руанский, так называемый „лучистый стиль» (style rayonnant). Склонность руанских мастеров к симметрии сказывается в занимающих центр корзинках с цветами, в которых цветы расположены, обыкновенно, в строго симметричном порядке. Наряду с лучистым стилем, с течением времени, стал, понятно, применяться и целый ряд других орнаментальных украшений. В общем лучистый стиль типичен для ранних руанских изделий. Позднее, около 1700 года, появились замечательные украшения, напоминающие кованные железные решетки, так называемые decor a la feronnerie. Самый замечательный образец этого стиля — сервиз, исполненный по заказу Франсуа-Анри Монморанси, герцога Люксембургского, занимавшего с 1690-95 г. пост губернатора Нормандии (отдельные сохранившиеся предметы этого сервиза в музее Клюни в Париже).

Часто встречающиеся на руанских фаянсах гербы доказывают, что они исполнялись для аристократии и вообще для высших классов, тогда как неверский фаянс, на котором гербы никогда не встречаются, служил скорее для обыденного употребления средних классов.

Руанский фаянс с раннего времени однотонен, причем господствует синий цвет. Затем, в последние годы XVII столетия появился красный цвет, который долгое время оставался секретом руанских мастеров. Особую, типичную для Руана группу составляют блюда и тарелки с ярко желтым фоном, на котором чрезвычайно эффектно выделяются темно-синие, почти черные тонкие арабески, обрамляющие центральный медальон с довольно примитивно, но очень живо и уверенно нарисованными амурами. Другие блюда, вызывающие в нас какие-то смутные воспоминания о родосских полу-фаянсах, украшены белыми и желтыми цветами на темно-синем фоне. В середине XVIII в. оказалось сильное влияние стиля рококо, нарушившее прежнюю строгую симметрию декоративного орнамента. Из орнаментальных мотивов особенно часто стали применяться факелы, стрелы и колчаны, из которых составился так называемый „колчанный узор» (decor au carquois). Последним декоративным изобретением руанских мастеров был так называемый decor a la согпе, пользовавшийся огромным успехом и состоящий из рогов изобилия, наполненных чудесными цветами. Кроме того, цветы разбрасывались еще по всей поверхности предмета, а между ними изображались бабочки и насекомые. Но в этих последних изделиях, которыми нас восхитил Руан, фантазия его мастеров уже начинает застывать, а краска грубеть.

Помимо орнаментальной живописи в Руане применялась иногда и фигурная, но она представляет лишь единичные попытки отдельных мастеров или мастерских. Так, около 1725 года Пьер Шапелл исполнил доску к столу с гербом Франции и изображением богини Дианы во время купанья (в музее Клюни). Два других художника Клод Борн и Лэлэ украшали свои фаянсы фигурами, но ценность их работ заключается исключительно в их редкости.

В конце XVIII века фаянсовое производство столицы Нормандии в непосильной борьбе с фарфором, ставшим излюбленным материалом времени, погасло, чтобы вновь возродиться во второй половине XIX в.

Старый руанский фаянс очень тяжел, имеет замечательно полный звон, а глазурь его слегка синеватого или зеленоватого оттенка, покрыта обыкновенно сетью мелких трещин. Стенки сосудов очень толстые и во всяком случае значительно толще Дельфта. Новый руанский фаянс (старые залежи глины исчерпаны) звучит глухо и отличается хрупкостью и ломкостью.

Поразительно богатство форм руанской фабрики: кроме столовых сервизов, солонок, сахарниц, судков для перца, масла и горчицы, всякого рода кружек, бутылок и флаконов изготовлялись печки, камины, различные вазы, от самых маленьких до самых огромных размеров, так называемые попурри (Pot-pourri) — вазы для курения с ажурными крышками, ставшие в эпоху знаменитых фавориток маркизы Помпадур и графини дю-Барри необходимой принадлежностью всякого будуара, — лампы, подсвечники, фонари, миниатюрная игрушечная мебель, табуреты, рамки для картинок и зеркал, аптечные кружки, для сидра особенные кружки с именем владельца и изображением святого, доски для шахматной игры, весы, поддерживаемые аллегорическими фигурами, глобусы, циферблаты для солнечных часов, надгробные плиты, грелки для ног и рук, терки для табака, статуэтки, бюсты, садовая скульптура в виде львов и собак и еще сотни других вещей, которые обыкновенно из фаянса не выделываются, как, например, лестница из замка Юрфе (Urfe), находящаяся ныне в Лувре.

Большинство руанских фаянсов снабжено марками, которые, однако, еще далеко не все выяснены. Так как масса французских заводов и многие заграничные подражали руанским изделиям, то отличить подлинный руанский фаянс от его имитаций, нередко высокого художественного достоинства, довольно трудно. Большинство марок относится ко второй половине XVIII в., лучшие изделия раннего периода анонимные.

В духе Руана работали почти все фабрики Нормандии и граничащих с ней северо-французских областей. Наибольшую самостоятельность проявили Сен-Сени и Кэмпэр, которым временами удавалось высвободиться из под влияния Руана и проявить собственное художественное лицо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *