Производство ткани, одежды        30 января 2011        92         0

Ручной ткацкий станок

А теперь мы перейдем к другому изобретению эпохи неолита — горизонтальному или вертикальному ручному ткацкому станку, который сохранился в сельской местности почти всех европейских стран вплоть до XIX века. В некоторых странах его можно встретить и в настоящее время. Вертикальный станок представляет собой раму, образованную двумя вертикальными брусами, соединенными вверху вращающимся стержнем — так называемым товарным валом, на котором закреплена основная нить, натягивающаяся привязанным внизу грузом. (Все это сооружение мы можем заменить подходящей горизонтальной веткой, так, несомненно, делали древние ткачи.) Эти нити образуют основу будущей ткани.

Каждую вторую нить основы проводим через поперечный стержень (так называемый нитеразделительный пруток), а нечетные нити провисают за этим стержнем. Несколько нитей передней или задней части основы, находящихся рядом, сплетают на нижнем конце в свободные связки, на которых висят глиняные гири. Так называемый распределитель основы из свободно заплетенной пряжи служит для того, чтобы удерживать основные нити на одинаковом расстоянии.

Ручной ткацкий станокПримерно посередине рамы расположен пруток галева (ремизка) (моравские ткачи называют его «брдо»). Задние нити основы связаны с ним петлями из гладкой пряжи. Как только мы притянем к себе ремизку, задние основные нити проходят между передними, в результате чего немного поднимаются подвешенные на них гири. Таким способом осуществляется присадка основных нитей в двух положениях, которые называются зевом. При естественном зеве ремизка лежит на раме, при искусственном зеве кладем ее в две сошки, укрепленные на раме.

В процессе тканья создаем уток: горизонтальную нить ведем от одного края основы к другому, попеременно через естественный и искусственный зев. После каждого утка придавливаем горизонтальную нить к предыдущей пальцами, гребенчатым инструментом или плоской деревянной планкой (ткачи называют ее мечом), которая вкладывается в зев. Как только приблизимся к ремизке, то переставляем ее ниже на раму, чтобы получить место для образования зева. Если же мы хотим соткать ткань длиннее рамы, то накручиваем ее на товарный вал.

При скрещивании основных и уточных нитей, происходящем в процессе тканья с двумя зевами, образуется так называемое суконное переплетение (при работе с шерстяной нитью). Льняная нить образует полотняное переплетение. Если у нас имеется большее количество ремизок, которые направляют основные нити к искусственным зевам в различных комбинациях, то мы можем создавать более сложное скрещивание основных нитей и другие переплетения, например саржевые и атласные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *