Техника живописи и скульптурные приемы        11 октября 2013        147         0

Русская портретная графика

В русской портретной графике почти одновременно с Брюлловым выдвигается несколько первоклассных мастеров акварельного портрета, среди которых особое место занимает П. Ф. Соколов. Творчество Соколова немало содействовало тому, что акварельный портрет не только прочно утверждается в качестве совершенно самостоятельного жанра искусства, но и становится весьма распространенным предметом бытового обихода того времени.

Соколов П. И. Натурщик

Не знавший в этой области себе равных, Соколов достиг изумительного мастерства в использовании художественно-изобразительных средств «чистой» акварели для передачи портретного сходства модели, материальной убедительности и фактурного разнообразия ее аксессуаров.

Соколов П. Ф. Портрет неизвестной

Соколов П. Ф. Портрет молодого человека

Рядом с блестящими акварельными портретами П. Ф. Соколова карандашные портретные зарисовки В. А. Тропинина — явление гораздо более скромное, но принципиально не менее важное.

Тропинин В. А. Автопортрет с палкой и зонтом

Тропинин В. А. Портрет неизвестной

Рисунки Тропинина — будь то живописно эффектный женский портрет 20-х годов или же более поздний и непритязательный портрет А. В. Яковлева — обнаруживают стремление художника к созданию поэтического образа, полного внутренней простоты, лишенного каких-либо видимых черт исключительности. Вместе с карандашными портретами А. Г. Варнека и, отчасти, А. Г. Венецианова рисунки Тропинина являются в этом смысле новым завоеванием портретной графики.

Русская портретная графика

Тропинин В. А. Портрет А. В. Яковлева.

По тому же пути развивался в этот период рисунок пейзажный. Воспроизводимые в альбоме работы М. И. Лебедева, М. Н. Воробьева и его сына С. М. Воробьева в общем намечают ту же линию эволюции от нарядной, построенной на эмоциональном восприятии цвета лебедевской акварели до почти граничащего с жанровой зарисовкой, хотя и не лишенного декоративной выразительности рисунка С. М. Воробьева.

Совершенно особое место в русской графике первой половины XIX века занимают рисунки А. А. Иванова. Художественное воспитание Иванова, как и многих других мастеров его времени, основывалось на прочной традиции академической школы рисунка. Все его творчество отмечено подлинным благоговением перед высокой эстетической ценностью графических искусств.

Иванов А. А. Сидящая натурщица

Меньше, чем кто-либо из его современников, художник занимался «срисовыванием» того, что находится перед его глазами. Рисунки Иванова — это всегда отмеченное печатью какой-то особой торжественности глубокое постижение природы, ее мудрого величия и красоты. Это в равной мере касается и его натурных штудий и сложных композиционных замыслов.

Иванов А. А. Фигура обнаженного натурщика

Воспроизводимое в альбоме изображение «Спящего Эндимиона» (начало 30-х годов), сделанное в качестве этюда к одной из картин и представляющее собой рисунок с античного рельефа, с достаточной наглядностью раскрывает творческий метод Иванова. Лист нимало не походит на обычную штудию скульптурного «оригинала». Его нельзя назвать копией. Высокое чувство гармонии и покоя, свойственное древнему памятнику, развивается художником в самостоятельную графическую тему. Безупречная ясность мягкой контурной линии, редкое по своей не назойливой убедительности пластическое решение формы — все эти качества рисунка рождены стремлением художника постичь тот глубоко жизненный идеал, который вдохновлял античного мастера.

Иванов А. А. Спящий Эндимон

Неизменное желание воплотить в своем творчестве высокую жизненную правду нашло замечательное выражение в серии его рисунков и акварелей жанрового и пейзажного характера. Порою в них выступает на первый план аналитическое дарование Иванова, острая наблюдательность тонкого психолога, иногда, наоборот, преобладающим становится огромная мощь философского обобщения.

Девушка, играющая на тамбурине

Жених, покупающий кольцо невесте

Оба эти качества ивановского гения сливаются в нерасторжимое единство в его известном акварельном цикле «библейских эскизов».

Знавшие Иисуса

В огромном количестве сцен, то призрачно-фантастических, то по-настоящему земных и реальных, Иванов с поразительной силой раскрывает свой гордый восторг перед силой человеческой воли и разума. Чрезвычайно разнообразно композиционное решение листов, в них нет и следа от предвзятых академических норм и условностей. В самой графической манере решительно побеждает принцип свободного динамического рисунка, идущего к пластической характеристике образа от общей экспрессивной композиционно-графической основы листа.

Хождение по водам

Тридцатые — сороковые годы XIX века — это как раз тот период, когда русский рисунок обретает совершенно самостоятельную роль среди прочих видов изобразительного творчества и, порою, начинает вести за собой живопись. Объективно эти свойства русской графики были уже в полной мере присущи «библейским эскизам» Иванова. Однако сам художник считал их лишь подготовительными работами для монументальных росписей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *