Путешествия и открытия        20 февраля 2014        81         0

Русские кругосветные плавания

Русские кругосветные плавания

Велик вклад русского народа в сокровищницу человеческих знаний. Огромны его заслуги и в области географии. Русские люди всесторонне изучили не только земли своей Родины, составляющие шестую часть всей суши земного шара, но и соседние территории Центральной Азии — Тибет, Монголию, Западный Китай. Они исследовали также значительную часть Северной Африки, Южной Америки, неизвестные районы Новой Гвинеи. Русские моряки открыли американский материк со стороны Азии и освоили его северо-западную часть, они открыли множество островов в Тихом и Северном Ледовитом океанах, обследовали южные пределы Атлантического, Индийского и Тихого океанов, открыли шестую часть света — Антарктиду.

Русский народ — народ-мореход. Уже древнейшие славянские летописи, а также византийские и арабские письменные источники первого тысячелетия рассказывают о плаваниях восточных славян по различным морям. Но истинной колыбелью широких морских исследований стал Северный Ледовитый океан. На своих ладьях и кочах русские мореходы смело бороздили его опасные воды. Теперь даже трудно себе представить, какого нечеловеческого напряжения сил и воли требовала эта тяжелая борьба со стихией. Уже в XIV—XVI вв. были открыты такие отдаленные острова, как Шпицберген, Колгуев, Новая Земля, освоен морской путь в Азию до устья Енисея. Образование и укрепление централизованного русского государства дало толчок новым исследованиям.

В первой половине XVII в. на восток устремились русские землепроходцы. Негостеприимно встретила их Сибирь. Суровый климат и дикая природа требовали от смельчаков исключительного мужества. Многие гибли в снегах и таежных трущобах. Но движение на восток продолжалось безостановочно, и скоро землепроходцы вышли на берега Охотского моря.

Одновременно с этим продолжалось движение на восток и морем. В 1644 г. якутский казак Михаил Стадухин достиг самой восточной из крупных рек севера — Колымы. А в 1648 г. устюжанин Семен Дежнев обошел морем Чукотский полуостров и открыл пролив, разделяющий Азию и Америку. Дежнев своим плаванием доказал, что Азия не сходится с Америкой, и тем самым решил задачу вековой давности. В 1697 г. Владимир Атласов дал первое географическое описание Камчатки; в 1711 г. Анцыферов и Козыревский открыли Курильские острова. Итоги великих географических открытий русских землепроходцев XVII столетия были запечатлены на картах сибирской земли Годуновым (1667 г.) и Ремезовым (1700 г.). Материалами русских географов пользовались картографы всего мира.

Еще более широкий размах географические исследования получают с самого начала XVIII в., в связи с дальнейшим развитием русского государства. Необходимо отметить, что работа по открытию новых и изучению ранее открытых земель носила в это время уже иной характер, нежели в XVII в. Географическими исследованиями занимались специальные научные экспедиции, в которых участвовали геодезисты, натуралисты, астрономы. Существенную роль в географических исследованиях XVIII в. сыграла созданная в 1725 г. Академия наук.

В 1732 г. подштурманом Иваном Федоровым и геодезистом Михаилом Гвоздевым со стороны Азии была открыта Америка. В тридцатых годах XVIII в. была организована грандиозная по замыслу и результатам экспедиция — Великая Северная, или Вторая Камчатская, в которой участвовало свыше двух тысяч человек. Работа экспедиции длилась около 10 лет. Было исследовано огромное пространство от Печоры до Японии. В результате многие, особенно северные, районы были впервые более или менее точно нанесены на карты, а ранее существовавшие карты подверглись значительным уточнениям.

Русский регулярный военно-морской флот одержал к этому времени значительные победы в борьбе русского народа за возвращение исконно принадлежавших ему выходов к морям. К началу XIX в. он уже увенчал себя славой блестящих морских побед у Гангута (1714 г.), Чесмы (1770 г.) и Корфу (1799 г.) и выдвинул таких талантливых флотоводцев, как Петр I, Спиридов, Ушаков, Сенявин.

Вместе с тем русский флот никогда не ограничивал свои задачи только боевой деятельностью. С самых первых лет существования регулярного флота военные моряки вели систематическую работу в области географических исследований. Уже в XVIII в. русский военный флот дал таких замечательных мореплавателей и исследователей, как А. И. Чириков, В. Беринг, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, Г. А. Сарычев и другие. Преданные своему делу, полные мужества и отваги, широко образованные военные моряки подняли дело исследования морей на большую научную высоту, обессмертив свои имена многими выдающимися открытиями

Начало XIX в. ознаменовалось новым размахом географических исследований, связанных с кругосветными плаваниями русских военных и торговых судов. Кругосветные плавания первой половины XIX в. представляют собой особый этап в развитии русского флота и русской географии — этап, которым Россия обязана, прежде всего, военным морякам.

Огромные заслуги русских моряков на поприще науки и мореплавания еще не оценены в должной мере. А ведь это они своими кругосветными плаваниями проложили новые океанские пути, открыли человечеству многочисленные острова, заливы, проливы и даже целый материк; это они начало положили науке новой — океанографии и неизмеримо обогатили географию, этнографию, метеорологию и многие другие отрасли научного знания. Результаты кругосветных экспедиций, обобщенные в трудах ученых-мореплавателей, представляют собой неоценимый вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки своего значения не потеряли и до сих пор.

Когда же и почему у русских зародилась мысль о кругосветных плаваниях?

Впервые эта мысль была высказана еще в 1732 г., когда в Адмиралтейств-коллегии обсуждался проект Второй Камчатской экспедиции.

Однако предложение о посылке нескольких военных кораблей из Балтийского моря в Тихий океан тогда не было принято.

В 1786 г. специальным указом Екатерины II было решено организовать кругосветное плавание под командой капитана 1-го ранга Г. И. Муловского. Началась подготовка экспедиций. В плавание назначили четыре военных корабля Балтийского флота и транспорт; подобрали офицерский состав и даже выбили медали в честь задуманной экспедиции. Но неожиданно в 1787 г. турки, а в 1788 г. шведы начали войну с Россией. Плавание пришлось отложить.

Общая политическая обстановка конца XVIII столетия, в особенности войны со Швецией, Турцией и Францией на полтора десятилетия отодвинули первое кругосветное плавание русских.

Вопрос о причинах, вызвавших кругосветные плавания, в отечественной географической литературе до сих пор полного решения не нашел. Многие авторы единственной причиной кругосветных плаваний считают наличие у России владений в Северной Америке и на Алеутских островах. Это верно уже не совсем потому, что не все экспедиции были связаны с владениями русскими в Америке. Кругосветные мореплавания были вызваны не только потребностями улучшения связи с Русской Америкой, но и необходимостью расширить торговые связи с заморскими странами, а также оградить нашу дальневосточную и тихоокеанскую торговлю от систематических покушений американских и английских хищников. На рынках России находили вместе с тем все возрастающий спрос различные так называемые колониальные товары.

Иностранные купцы, доставлявшие эти товары, продавали их по баснословным ценам. Чтобы освободиться от услуг иностранных купцов, нужно было наладить свои собственные дальние плавания, которые и вылились в кругосветные плавания. Так потребности экономического развития вызвали необходимость кругосветных плаваний.

Другая причина, вызвавшая кругосветные плавания россиян, — была политическая. В конце XVIII — начале XIX в., в связи с быстрым развитием капитализма в Европе и Америке, обостряется борьба между капиталистами Англии, Франции и Соединенных Штатов Северной Америки за колониальные владения. Хищные правители этих государств, не останавливаясь перед самыми подлыми и кровавыми средствами, захватывают «свободные» территории и выкачивают из порабощенных стран несметные богатства. Именно в это время распространяется самый низкий и бесчеловечный способ наживы — торговля рабами. Только из одной Англии в 1792 г. вышло свыше 130 кораблей на охоту за рабами. В Англии целые города, например Ливерпуль, выросли на почве работорговли.

Особенно широкое поле для колониальных захватов представлял собой в то время Тихий океан с огромным количеством только что открытых или еще неизвестных островов, а также Азия с множеством отсталых народов. И кровавые колонизаторы, конкурируя друг с другом, огнем и мечом пробивались во все уголки мира. Это создавало реальную угрозу русским дальневосточным владениям в Северо-западной Америке и в Азии, а также на Алеутских островах. Нужно было обеспечить, во что бы то ни стало, безопасность русских владений на Дальнем Востоке. Но так как на Тихом океане отсутствовали кораблестроительные базы и военный флот, то целям обороны тихоокеанских владений лучше всего могли отвечать кругосветные плавания вооруженных кораблей, личный состав которых состоял из моряков военного флота. И корабли эти шли не только к берегам Америки, они пересекали Тихий океан во всех направлениях, ходили к Сахалину, Камчатке, Берингову проливу. Таким образом, политическая обстановка, сложившаяся на рубеже XVIII—XIX вв., также вызывала необходимость организации систематических кругосветных плаваний.

Одной из причин кругосветных плаваний была необходимость изучения и географического описания дальневосточного побережья — Камчатки, Чукотки, Сахалина, Берингова пролива, Алеутских и других тихоокеанских островов, а также исследование северо-восточного прохода из Тихого океана в Атлантический (Северный Морской путь).

Как уже было сказано, наличие русских владений в Америке сыграло немаловажную роль в организации кругосветных плаваний, ускорив их начало. Дело в том, что для нормальной жизни далеких заокеанских владений России было необходимо поддерживать с ними хорошо налаженную связь. Но связь эта, вплоть до начала кругосветных плаваний, находилась в самом плачевном состоянии. Опасные плавания через северную часть Тихого океана совершали на малых и ненадежных судах. Как правило, около трети их погибало в пучинах океана вместе с людьми и грузами. В Русской Америке всегда ощущался острейший недостаток в хлебе и других продуктах, а также в оружии, порохе. Дело доходило до того, что не только в Русской Америке, но и даже в Охотске для приготовления солонины приходилось вместо соли применять морскую воду, отчего мясо очень быстро портилось. Пушнина, которую удавалось доставить в Охотск на лошадях, перевозилась в Якутск, Иркутск, а затем в Кяхту, где продавалась китайским купцам. На весь путь от Америки до Кяхты, как указывал Крузенштерн, «два года времени потребно, а иногда и более». Столь длительная и трудная транспортировка значительно увеличивала себестоимость пушнины, зачастую приводила к массовой порче ее и, следовательно, к огромным убыткам. Нужно было коренным образом изменить положение.

У Российско-Американской компании достаточно было средств, чтобы приобрести корабли и снабдить их всем необходимым для кругосветного плавания. Но самого главного у нее не было — высококвалифицированных командиров и матросов. Дать их был в состоянии только военный флот. Еще при своей организации в 1799 г. Российско-Американская компания получила от правительства ряд привилегий, в том числе право вербовать на свои корабли потребное число добровольцев из офицеров и матросов русского военного флота. Завербованные моряки, продолжая числиться в составе военного флота, как бы временно переходили на службу и содержание Компании. Эта очень выгодная для Компании привилегия сыграла исключительную роль в организации всех кругосветных плаваний.

Военно-морскому флоту кругосветные плавания, в свою очередь, приносили огромную пользу тем, что являлись замечательной школой мореходного искусства и научных исследований.

Русские кругосветные плавания были явлением прогрессивным, так как способствовали они развитию торговли и наук, что, в свою очередь, способствовало развитию производительных сил. Инициатива в организации этих плаваний принадлежала не царю и его реакционному окружению, а представителям передовой части моряков.

На фоне жестокой муштры, мордобоя и издевательств, распространенных в армии, корабли, снаряжаемые в кругосветные плавания, а тем более корабли таких передовых мореплавателей, как И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, В. М. Головнин, М. П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ф. П. Литке и др., особенно выделялись гуманным отношением к рядовым. Командиры здесь проявляли заботу о здоровье и благополучии своих матросов. И хотя официальные инструкции предоставляли начальникам право наказывать матросов «по усмотрению своему», телесные и другие наказания во время плаваний применять не приходилось.

Русские экспедиции резко отличались от экспедиций западных колонизаторов, жестоко порабощавших коренное население. Русские моряки своим гуманным отношением неизменно завоевывали доверие и любовь коренных жителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *