Техника живописи и скульптурные приемы        11 октября 2013        120         0

Русский бытовой рисунок

Русский бытовой рисунок являлся чрезвычайно важным источником развития творческих традиций многих художников. Мастерами, совершенно сознательно сделавшими графику своим самостоятельным и основным видом деятельности, явились в то время несколько молодых рисовальщиков, «хроникеров» повседневной жизни. Большинство из них работало в качестве книжных и журнальных иллюстраторов и, тем самым было тесно связано с передовой русской литературой, возглавляемой Н. В. Гоголем и В. Г. Белинским. Все внимание свое обратили они на бытовые зарисовки, на проникновение в почти неведомые до того искусству неприглядные, мрачные стороны окружающей действительности.

В рисунках этих мастеров появляется социальная сатира, критика господствующих нравов и моральных норм. Их творчество постепенно вовлекается в общую идейную борьбу против насилия и социального зла, и в этом смысле новаторство рассматриваемых художников имело важное принципиальное значение для дальнейших судеб всего русского искусства.

У истоков этого направления стояли такие художники как, например, чрезвычайно плодовитый, но не очень глубокий В. Ф. Тимм и прославленный иллюстратор гоголевских «Мертвых душ» А. А. Агин.

Русский бытовой рисунок

Ангин А. А. Бал у губернатора. Из иллюстраций к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя.

Крупнейшим художником критического реализма 40-х годов был, безусловно, П. А. Федотов. Горячий почитатель брюлловского таланта Федотов хорошо понимал обобщающе-пластическую силу академического рисунка. Вместе с тем, будучи решительным сторонником правдивого и внимательного отображения повседневной окружающей жизни, художник глубоко усвоил аналитические возможности графики, эстетическую значимость меткой бытовой зарисовки, острого натурного наброска детали, скоропреходящей мимики лица, повадки человека и т. д. В его графическом творчестве мы встречаем чисто психологические карандашные этюды («После умывания» и др.), в которых главное — фиксация мимолетной позы, жеста и в которых пластический «костяк» образа намечен твердо, но чрезвычайно бегло.

Федотов П. А. После умывания

Мы найдем среди рисунков Федотова и такие листы, в которых объемно-графическая форма является предметом особого внимания художника и в которых точная контурная линия заключает в себе большую силу пластического обобщения.

Ранние сепии Федотова как, например, известный лист «Последствия смерти Фидельки» уже несут на себе все черты критического таланта художника, хотя в своем горьком повествовании автор здесь еще несколько многословен.

Федотов П. А. Следствие кончины Фидельки

Вершиной графической деятельности Федотова является его, состоящая из нескольких десятков листов, серия «Нравственно-критические сцены повседневной жизни».

Федотов П. А. Взяточник

В этом рисуночном цикле художник далек от простого бытописания. Сделанные с чувством большой любви к простому человеку и острым ощущением социальных противоречий жизни, то задушевно-лиричные, то полные сарказма и насмешки, рисунки Федотова непосредственно знакомят зрителя с жизненным поведением изображенных людей, с их порою весьма уродливыми представлениями о человеческом достоинстве.

Неосторожная невеста. Из серии "Нравственно-критические сцены"

Традиции федотовского творчества явились чрезвычайно важным источником дальнейшего развития русского бытового рисунка. Социально-критическая линия графики Федотова нашла свое непосредственное продолжение в работах П. М. Жемчужникова и, особенно, П. М. Шмелькова.

Шмельков П. М. В передней частного пристава

Активный сотрудник сатирических иллюстрированных журналов, автор многочисленных бытовых акварелей Шмельков в основном разрабатывал тот же круг сюжетов и тем, что и его известный предшественник. Однако сатира его часто приобретает более драматическую окраску. Для графического языка рисунков и акварелей Шмелькова характерна нарастающая сила экспрессии, эмоциональной остроты цвета, штриха, линии, доводящих порой до гротеска пластическую характеристику образа.

Объяснение в любви пожилого офицера

Социальная сатира в русском рисунке достигает своей вершины в графике В. Г. Перова. Графические работы художника вместе с его живописными работами знаменуют собой высшее достижение русского критического реализма 60-х годов XIX века.

Перов В. Г. Наушница. Перед грозой

Листам Перова в равной мере доступна и гневная сатира, прямое обличение жизненных мерзостей (например, «Дележ наследства в монастыре», «Наушница») и печальное повествование о судьбе бедного люда («Возвращение с похорон» и др.).

Дележ наследства в монастыре

Возвращение с похорон

В некоторых своих рисунках Перов подчеркивал графическую сторону изображения, делая упор на выразительную силу длинного штриха, усиливающего пластическую экспрессию позы, жеста, мимики. Но часто художник избирал и другой путь, сочетая в рисунке линейно-объемное начало с чисто живописным. В этих случаях Перов широко пользовался растушкой, мелом, и на его листах почти физически ощущается то смрадная атмосфера монастырской кельи, то студеный мглистый воздух зимних сумерек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *