Техника живописи и скульптурные приемы        09 октября 2013        79         0

Русский пейзажный рисунок

Русский пейзажный рисунок последних десятилетий XVIII и начала XIX века крайне разнообразен. В некоторых произведениях дают себя знать махаевские «видописные» традиции, обогащенные идеями и мастерством классицистической графики. В других листах преобладает чисто поэтическое восприятие природы, паркового пейзажа.

Наиболее тесно с развитием русской пейзажной графики конца XVIII века связано творчество М. М. Иванова. Работая одновременно и как пейзажист, и как баталист, много путешествовавший художник создал большое количество листов главным образом акварелей, в которых запечатлены различные виды средней полосы России, Кавказа, Крыма, Украины и других мест. Его лучшим рисункам, исполненным в 80-90-е годы, всегда свойственна большая сюжетная содержательность, предметно-пластическая определенность изображаемой природы и архитектуры. Таковы, например, акварели «Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении», «Вид древности в Старой Ладоге», в которых увлеченный поэтический рассказ художника ведется в зрительно четких графических формах.

Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении

Развалины крепости в Старой Ладоге

Иной характер пейзажного образа находим мы в рисунках двух других крупнейших пейзажистов того времени — Семена Щедрина и Ф. Я. Алексеева, сумевших по разному использовать богатейшие возможности акварельной техники в поэтическом изображении парковой природы («Гатчина. Вид на дворец с Длинного острова») и в лирическом воплощении городского пейзажа («Вид на Михайловский замок»).

Вид на Гатчинский дворец.

Вид Михайловского замка

Пейзажные рисунки начала XIX века, исполненные Ф. М. Матвеевым, типичным мастером классицизма, в графическом отношении гораздо более строги и сдержанны. Изображаемая им итальянская природа — это четкие контуры несколько холодноватых стройных пиний, громоздящиеся крупными массами скалы, отчужденно глядящие на мир стены и башни средневековых построек.

Мертвое море

Развитие пейзажной графики имело в рассматриваемую эпоху важное значение для расширения художественного кругозора искусства, для утверждения в нем реалистических принципов. Но, безусловно, главную роль в этом процессе среди всех жанров рисовального творчества сыграл портретный рисунок и в первую очередь карандашный портрет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *