Техника живописи и скульптурные приемы        09 октября 2013        62         0

Русский портретный рисунок

Первые шаги русского портретного рисунка как самостоятельного графического жанра относятся к 80-90-м годам XVIII века и отмечены такими произведениями как, например, интересный, исполненный сангиной «Портрет неизвестного в профиль» М. И. Козловского, «Портрет неизвестного» работы неизвестного мастера конца XVIII века и, конечно, два замечательных акварельных портрета Г. И. Скородумова (особенно известен из них автопортрет художника).

Скородумов - автопортрет

К сожалению, почти не сохранились графические работы крупнейших мастеров живописного портрета того времени. Дошедшие до нас единичные листы Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского позволяют видеть в них опытных портретистов-рисовальщиков.

Козловский. Портрет неизвестного в профиль.

Козловский М.И. Портрет неизвестного в профиль.

Портрет неизвестного

Художником, сделавшим портретный рисунок не только важнейшей частью своего творчества, но и придавшим этой области графического искусства огромное общекультурное значение, был О. А. Кипренский. Среди наиболее ярких художественных документов, запечатлевших благородный порыв русского народа в эпоху Отечественной войны 1812 года, высокое напряжение его физических и духовных сил, карандашным портретам Кипренского принадлежит одно из самых первых мест.

Рисовальное искусство Кипренского многосторонне. В графических эскизах, в листах набросочного характера он показывает себя большим мастером острого выразительного штриха, живого перового росчерка, свободно и непринужденно существующих в композиции и вместе с тем точно передающих пластику и движение человеческой фигуры, характер пейзажа и т. п.

В своих карандашных портретах Кипренский, прежде всего, — тонкий наблюдатель, бережно доносящий до зрителя все неповторимые особенности духовного и физического облика своих моделей. Пользуясь преимущественно итальянским карандашом, мелом и сангиной, художник стремится к пластической завершенности, гармоничной ясности формы.

Слепой музыкант

Однако это нисколько не лишает образ напряженной внутренней динамики, порою острого психологизма. Таков, например, созданный им глубоко демократический образ «Флейтиста», такова его галерея участников Отечественной войны, людей подвига и гражданского долга, с ясным и светлым взглядом на жизнь, с «душой, открытой для добра».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *