Производство ткани, одежды        12 мая 2012        68         0

Сари

Вплоть до начала II тысячелетия н. э. редко изображали и сари, из чего можно сделать вывод, что их еще практически не носили. Они возникли как развитие дхоти,- очевидно, отрез ткани, предназначавшийся для дхоти, стали делать длиннее и, задрапировав традиционным способом бедра и ноги, оставшимся концом прикрывали грудь, перебрасывая его через плечо (или укрывая им оба плеча). Но не всегда ноги обертывали тканью каждую отдельно — возникли сари и в виде лунги с тем же удлиненным концом для прикрытия верхней части тела. В дальнейшем именно такой тип сари, который можно условно назвать сари-лунги, стал преобладающим в северных областях Индии, тогда как на юге преимущественно сохранился тип сари-дхоти.

Можно полагать, что сари возникло как претворение в жизнь идеи соединения наплечного шарфа с дхоти или лунги (санскритские слова «уттария» и «антария», обозначавшие верхнюю и нижнюю части одежды, возможно, относились именно к отдельным кускам ткани, предназначенным для прикрытия верхней и нижней части тела).

Какое-то подобие сари заметно уже на одной из фигурок, найденных при раскопках в долине Инда. Одним же из наиболее древних несомненных изображений женского сари в скульптуре можно считать терракотовую фигурку из Тамлука (Бенгал), датируемую III в. до н. э.

На этой фигурке ясно видно, как край сари-лунги прикрывает грудь, переброшен через левое плечо и левую руку и из-за спины уголком выходит на правое плечо. К тому же времени относится и рельефное изображение женщины в сари-дхоти из Тамлука (терракота).

Сари не было в древности только женской одеждой его, подобно лунги и дхоти, носили и мужчины.

Так, в не длинных сари-лунги, свободный край которых поднимается спереди от правого бедра к левому плечу и, драпируя левую руку, ниспадает за спину с левого плеча, изображены мужчины и женщины на рельефах ступы Санчи (I в. до н. э.).

Сари

Мужская фигура из камня (г. Матхура, I в.). Одежда — сари-лунги

Аналогичные сари можно увидеть на фигуре стоящего мужчины из Музея в Сарнатхе, датируемой I в. н. э.7, а также на статуях сидящего Будды из Катры, II в. н. э., и сидящего Будды из Бодх-Гайя (Бихар), IV в. н. э.. В Патне (Бихар) найдена фигурка женщины в сари-дхоти (II в. н. э.), верхним концом которого плотно обмотан ее торс и прикрыта голова; на фигуре Яшоды, приемной матери бога Кришны, из Деогарха (IV-V вв.) изображено сари-лунги, тоже прикрывающее торс и голову, и подобный же тип сари можно видеть на изваяниях женщин (той же эпохи) из Бенареса (Варанаси), Матхуры и Гвалиора (Гвалияр), т. е. из самых разных городов Северной и Центральной Индии. Но в целом все же все эти изображения встречаются значительно реже, чем изображения людей в разных видах набедренных повязок или в двухчастной одежде.

В древнейших памятниках живописи Индии, изображающих людей,- на фресках буддийских пещерных храмов Аджанты (Западный Декан) — запечатлены различные типы несшитой одежды. Это опять же главным образом лунги и дхоти разной длины, но есть и фигуры женщин, тела которых тесно обернуты полосой ткани от линии сосков до середины бедер; такой костюм похож лишь на одежду женщин племени тода (горы Нильгири) и не встречается больше нигде в Индии. Эти изображения находятся в пещерах. Есть на этих фресках и изображения сари; правда, в большинстве случаев плохая сохранность фресок не дает возможности с уверенностью утверждать, что это именно сари, однако, по крайней мере, одна фигура явно одета в сари, краем которого прикрыта и голова.

В целом вся эта несшитая одежда, использовавшаяся по-разному в зависимости от местности и от принадлежности людей к разным общественным слоям, известна в литературе на санскрите как «дакшинатья правритти», т. е. «южная одежда». Это название охватывает и Калингу (Ориссу), так как на всех орисских скульптурах и в рукописях на пальмовых листьях тоже много изображений женщин в сари-дхоти. Данное название ясно указывает на то, что были и области распространения других типов одежды и что эти области лежали к северу от областей распространения несшитой, или «южной», одежды. Это были районы первичного расселения арьев — северо-западная часть Южно-азиатского субконтинента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *