Обработка металла        24 июня 2012        75         0

Секреты техники производства

Индия

Поскольку в пределах каждой касты индусов и каждой профессиональной группы мусульман (тоже, как правило, придерживающихся законов наследования занятий) в течение ряда веков сохранялись секреты производства тех или иных вещей и изменения вносились в технику этого производства крайне медленно, по вещам XX в. можно судить о приемах выработки аналогичных вещей пять-шесть (а то и больше) веков тому назад.

В Южной Индии издавна изготовлялись декоративные блюда, тарелки и сосуды в технике нанесения на основной металл апплицированного узора из другого металла, известной как «техника свами», т. е. индусских аскетов. На пластинках, предназначаемых для апплицирования, методом чеканки или холодной ковки создается выпуклый узор (почти всегда это сценки из пуран, изображающие деяния божеств и обожествленных героев, и растительные мотивы); эти пластинки припаиваются или приклепываются к изделию. Комбинируются, как правило, какие-либо два металла — красная медь с желтой (покрытие красной меди аппликациями из желтой меди является наиболее древним приемом), красная медь с серебром, желтая медь с серебром; иногда накладки бывают и из олова. Здесь делают также сосуды или тарелки из одной красной меди, вырабатывая из них выпуклый узор методом глубокой гравировки и ковки.

На юге распространена и техника нанесения чеканных узоров на серебряные изделия. Если изделие полое или вогнутое, то после отливки его заполняют густой смесью из смолы, растительного масла и толченого кирпича и нагревают. Остывая, смесь становится твердой и однородной. На нее опирается стенка изделия, подвергающаяся чеканке извне. На эту стенку наносится мелом узор, а затем ударами по тупым чеканам разных калибров заглубляется поверхность между теми деталями узора, которые должны быть выпуклыми. На плоских вещах (тарелках, оправах для зеркал и т. п.) рельеф выбивается с внутренней стороны, тогда как внешняя поверхность изделия лежит на слое описанной смеси. Так же подготавливают и пластинки с выпуклым узором, полым изнутри, которые наклепывают затем на поверхность изделия из другого металла или из дерева.

Описанная техника шире всего распространена в Тамилнаде, где ее древним центром является г. Танджавур, но известна по всей Южной Индии.

Чеканка широко применяется и в других областях страны. В Гуджарате, например, еще в древности изготовлялись тонкие серебряные сосуды с орнаментом, нанесенным методом глубокой чеканки (после заполнения их упругой смесью), которые вывозились затем в страны Римской империи. Такие изделия вырабатывают здесь и в наше время, но используют для этого не серебро, а описанные выше сплавы. В Бенгале изготовляли прежде декоративную утварь из серебра с богатым узором, изображающим пейзажи или целые сцены из сельской или городской жизни; этот стиль продолжает сохраняться в Западном Бенгале, но, опять же, серебро для таких вещей уже практически не применяется. Делали и делают вещи в технике чеканки в Раджастхане и во многих центрах на севере страны.

В Южной Индии сохранился своеобразный способ изготовления гравированных тонкостенных сосудов из меди, который, видимо, следует считать очень древним. Мастер сначала вырезает из металлического листа круг и молотками разных размеров выковывает из него на ложе из выдолбленной каменной матрицы нижнюю часть сосуда; потом он так же готовит верхнюю часть и, если требуется, длинную шейку, вслед за чем спаивает все части вместе, зачищает швы и наносит на поверхность гравированный узор. Этот узор обычно располагается по тулову сосуда и бывает чаще всего мифологического содержания.

В Керале распространено производство декоративных просечных серебряных изделий и вещей из серебряных кружочков, скрепленных проволокой или спаянных. Штат Тамилнад славится литыми бронзовыми фигурками богов.

«Мусульманский» стиль орнаментирования металлических изделий распространен преимущественно на северо-западе (особенно в Кашмире) и севере Индии. В этом стиле украшают изделия разнообразных (тоже «мусульманских») форм и назначения — кувшины с туловом в виде приплюснутой сферы и с длинными шейками, чайники и кувшины для вина с длинными шейками, изогнутыми носиками и фигурно изогнутыми ручками, самовары с изогнутыми носиками, вазы с удлиненными шейками, кальяны, подносы и т. п. Подобная утварь всегда была предметом роскоши, и поэтому ремесленники жили при дворах правителей и в поместьях знати. Таким образом, это ремесло практически всегда было городским.

Как правило, все эти предметы сплошь покрыты орнаментом. В технике нанесения орнамента можно выделить пять главных типов: гравировку, чеканку, эмалирование, насечку и просечку.

Центром изготовления гравированных изделий в течение ряда веков является г. Мурадабад в штате Уттар-Прадеш. Материал, наиболее часто используемый для этих изделий,- сплавы с различным процентным содержанием меди, олова и цинка (на языке хиндустани медь называется «тамба», цинк — «джаста» и олово — «ранга»); серебро и золото, так широко употреблявшиеся в древности и средневековье, сейчас практически не используются. То, что известно как медь для художественной утвари, является на деле сплавом меди с цинком в соотношении 1 : 2; многие мастера добавляют к этой смеси немного свинца, что делает материал более податливым для обработки, и олова для придания блеска готовому изделию. Местные названия сплавов таковы: «бхаран» — описанное выше сочетание элементов, «каса» — сплав свинца и красной меди (в Бенгале так называют сплав желтой меди и олова), «бхарат» — сплав красной и желтой меди, «пхульканса» — сплав олова, желтой меди и серебра.

Традиция запрещает мусульманам пользоваться медью, поэтому их утварь всегда покрыта оловянной полудой, что ритуально «очищает» ее. В Мурадабаде известна техника нанесения оловянного покрытия на красную медь и затем гравировки узора до медного слоя, что дает прекрасный эффект сочетания белой поверхности с красными линиями рисунка. Иногда мастера дополняют это неглубокой гравировкой по белому покрытию, а иногда заливают узор или некоторые его детали цветным лаком. Есть и изделия из сплава «бхаран», покрытые мелким гравированным узором, не дающим никакого цветового эффекта; делают и гравировку по черненой поверхности латуни. Как и на прочих изделиях «мусульманского» стиля — тканях, коврах и т. п.,- узор состоит в основном из растительных мотивов; встречаются изображения животных, а иногда и людей (чаще всего это бывают сцены охоты или придворной жизни).

Гравировкой по металлу во всех частях Индии, за исключением штата Бихар, занимаются мужчины. В Бихаре гравированные узоры на домашнюю утварь наносят женщины. Узоры, которые они гравируют, отличаются незатейливостью и покрывают изделие не густо; по своему характеру эти узоры не похожи на «мусульманские», хотя тоже чаще всего изображаются растительные мотивы — стилизованные листья, цветы и т. п.

Чеканкой славятся мастера из Кашмира и Пенджаба. Здесь сначала глубоко чеканят изделия из желтой меди, затем на выпуклые части узора напаивают тонкий слой олова, а углубленные части заполняют черной краской. После зачистки и полировки выпуклые детали узора сверкают, как серебряные, на черном фоне. Чеканкой «мусульманских» узоров занимаются и в других районах Северной Индии, но кашмирские изделия известны повсеместно. В Кашмире добывается серебро, поэтому тут продолжают делать чеканные и гравированные серебряные вещи.

Покрытие эмалью наиболее широко применяется в штате Раджастхан, хотя известно и в Мурадабаде, Дели, Варанаси и других городах северных областей, а также в Кашмире и Гуджарате. В разных районах страны известны свои способы изготовления эмали, как и свои комбинации ее оттенков на вещах, и по этим признакам знатоки определяют место изготовления того или иного предмета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *