Доисторические поселения        05 января 2013        71         0

Селения индейцев

Мы познакомились с самыми яркими типами домохозяйств северных индейских племен в эпоху первого соприкосновения их с европейцами. Такими типами надо считать селения индейцев — домохозяйство манданов, состоящее из 20-40 человек, хозяйство колумбийских племен приблизительно такого же размера, хозяйства семи семейств племени шошонов, многосемейные хозяйства саук, ирокезов и крик. Таким образом, устанавливается факт, что племена эти обычно строили большие общинные дома, вмещавшие несколько семейств, пользовавшихся всеми продовольственными запасами сообща и осуществлявшими в домашней жизни коммунистические начала.

Селения индейцев

Если мы обратимся теперь к селениям индейцам, живущим в Новой Мексике, то найдем у них гораздо более развитую форму жилищной архитектуры, в которой общинный характер домов выражен значительно более ярко. Эти племена жили в огромных домах в 2, 3 и 4 этажа, выстроенных из необожженного кирпича и камня, обмазанных негашеной известью, а количество помещений в этих домах составляло 50, 100, 200, а иногда и 500 комнат. Дома эти были построены в форме террас с печами и трубами и определенными местами для очагов. Первый этаж был наглухо заперт и, чтобы подняться, надо было влезть по лестнице, приставленной к плоской крыше этого этажа. Дома эти были настоящими крепостями, построенными для зашиты от постоянных набегов более варварских племен. В каждом доме, вероятно, жило известное число лиц, ведущих домашнее хозяйство отдельными группами, и помещения, несомненно, отделялись друг от друга внутренними стенами.

Сведения наши о жизненном строе, установившемся в этих домах в период открытия Америки, до сих пор, крайне недостаточны. Мы знаем, что индейцы придерживались старинного обычая гостеприимства, владели землей сообща, но с индивидуальными наделами отдельных лиц и семейств, и управлялись кациком или сахемом и некоторыми другими должностными лицами, избирающимися ежегодно. Самуил Горман, американский миссионер, живший среди оседлых индейцев лагуна, писал в 1869 году в своем докладе историческому обществу Новой Мексики: «Индейцы обычно вступают в брак очень молодыми. Зять становится слугой своего тестя, и все они часто живут годами одной семьей, даже если в семье оказывается несколько зятьев. Такой образ жизни кланами очень часто оказывается причиной больших зол и бедствий. Надзор за хлебными амбарами обычно поручается женщинам, которые бывают гораздо запасливее своих испанских соседей. Обыкновенно они стараются запастись провизией на целый год. Пуэбло как целое может начать голодать только тогда, если два года под ряд будут неурожаи».

Обычаи этих индейцев, несомненно, изменились за последние двести лет под влиянием испанцев. Число их сократилось, и состав семейных групп уменьшился. Однако и сейчас вполне возможно восстановить их первобытный жизненный строй при условии вдумчивой и правильной постановки необходимых исследований. Надо надеяться, что кто-либо займется этим исследованием. Испанские писатели не упоминают о существовании коммунизма домашней жизни среди селений индейцев Мексики или Центральной Америки. Они ограничиваются чисто практическими сведениями об их образе жизни, но мы видим и здесь ту же картину больших домохозяйств, состоящих из нескольких семейств, и можем с достаточным основанием предполагать, что эти хозяйства строились на коммунистических началах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *