Антропология человека, этнография, география        30 мая 2017        62         Комментарии к записи Семейная жизнь малокультурных народов отключены

Семейная жизнь малокультурных народов

Семейная жизнь малокультурных народов

Отметим главные черты семейной жизни малокультурных народов.

Беременность и роды у различных племен связаны с многочисленными и разнообразными гигиеническими и вместе с тем суеверными обычаями. Появление ребенка считается чем-то таинственным и в то же время нечистым. Родильницу удаляют в отдельное жилище, но редко оставляют одну: пока она не встанет с постели, при ней безотлучно находится одна или несколько женщин и даже мужчин. Пуповина новорожденного перерезывается острым камнем, раковиной и т. п., но концы пуповины обыкновенно не завязываются, а закручиваются и иногда прижигаются углем. Ребенка обмывают или очищают землей.

Надо, однако, заметить, что и в культурной среде рождение ребенка не всегда является по тем или иным причинам, главным образом — экономическим, желанным событием, а у бедных и отсталых народов это еще заметнее и является главной причиной их вымирания. По части различных мер для предупреждения беременности дикарям почти нечего учиться у европейцев: практикуются с этой целью даже специальные операции над мужчинами и женщинами (удаление яичников, перерезывание семянных каналов). Если ребенок родился, то это еще не значит, что он останется жив. Убийство лишних детей, притом не одних девочек, как обыкновенно думают, но и мальчиков, широко практиковалось полинезийцами, и долго не исчезало у некоторых народов.

За ребенком, которого решено оставить в живых, родители, главные образом мать, тщательно ухаживают. Прежде всего, принимаются меры, чтобы отогнать от него опасных злых духов посредством особых фетишей или различных трещоток, погремушек и тряпок, которые развешиваются около новорожденного.

Имя дается ребенку после совещания с шаманом или жрецом. Иногда называют ребенка по месту рождения или по какому-нибудь случайному обстоятельству; чаще всего именами служат названия растений или животных. У многих народов первоначальное имя впоследствии меняется по разным мотивам, напр., во время болезни с целью обмануть духа, причинившего болезнь, или после смерти человека, носившего то же имя. Часто перемена имени обусловливается родом занятий. Так, знахари-колдуны для своей медицинской практики меняют имя, подобно тому, как это делается у христиан при пострижении в монашество.

Кормление ребенка грудью продолжается не менее двух лет, но нередко растягивают до трех, четырех, пяти лет и даже больше. В условиях жизни малокультурных народов, не имеющих домашнего скота и молока, такое продолжительное кормление грудью, в сущности, является единственным средством уберечь ребенка от желудочных заболеваний, которые являются главной причиной детской смертности.

Первоначальное воспитание детей лежит на матери. Женщины, сопровождаемые подрастающими детьми, всюду носят с собой (обыкновенно на спине) маленьких детей. Дети учатся от матери и помогают ей собирать съедобные растения и топливо, ловить мелких животных и т. п.

Девочки учатся от матерей строить шалаши, плести корзины и сетки из травяных стеблей, а мальчики, подражая взрослым мужчинам, приобретают навыки в употреблении оружия в охоте. Дети растут на воле, им предоставляется самим справляться с затруднениями, учиться ходить и даже плавать, подвергаясь непогоде и разным случайностям. При таком режиме маленькие дикари развиваются быстрее, чем дети цивилизованных людей, но зато слабые погибают, так как в суровой обстановке первобытной жизни физическая слабость и неосмотрительность недопустимы. Предоставляя детей самим себе, малокультурные народы обходятся с ними очень мягко и гораздо реже подвергают наказаниям, чем европейцы.

Первобытное воспитание, имея преимущественно практический, утилитарный характер, не игнорирует моральной и интеллектуальной подготовки будущих членов племени. С 10—12-летнего возраста мальчики переходят в исключительное ведение мужчин; с наступлением зрелости они должны пройти нечто вроде национального общеобразовательного курса по общественной и семейной жизни и на торжественном обряде посвящения доказать свое мужество и физическую выносливость. Общий характер первобытного воспитания и обряды посвящения в совершеннолетие более или менее одинаковы у разных народов, но, по мнению Ш. Летурно, расовые различия все-таки здесь сказываются. Так, напр., краснокожие индейцы в воспитании молодежи главное внимание обращали на развитие характера, физической выносливости и воинственности, а у полинезийцев на первом плане стояла эстетическая сторона, заучивание поэтических произведений и легенд, которые передавались из поколения в поколение.