Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Схема реконструкции Георгиевского собора

Трудно сказать, была ли скругленная форма постамента особенностью реального верха собора, или это скругление было вызвано соединением схемы храмового верха с круглым основанием владимирского сиона XII в. В натуре могло быть и то, и другое, что удостоверяют московские храмы XIV-XV вв. (ср. круглый постамент под барабаном собора Саввино-Сторожевского монастыря). Изложенное, позволяет дать схему реконструкции первоначального вида Георгиевского собора. Предлагаемая нами реконструкция исходит из всех изложенных выше данных.

Опыт реконструкции

В контуре без деталировки представлены не сохранившиеся части: Троицкий придел-усыпальница, апсиды, верхний ярус четверика собора и его западного притвора и, наконец, венчающая часть здания.

Изложим здесь же те расчеты, которые приняты в предлагаемой реконструкции. В связи с предположением о высокой венчающей части — трёхлопастном постаменте под главой — высота основного объема несколько снижена: высота второго яруса по центральной оси принята не равной первому ярусу (т. е. 7 м), как в Покрове на Нерли и Дмитриевском соборе и как это предполагалось, а меньшей — 6,5 м; подобное снижение имеет второй ярус Успенского собора на Городке в Звенигороде. Исходя из той же аналогии, мы приняли высоту апсид, поднимающихся до середины второго яруса. С этим согласована и предполагаемая высота западного притвора, где уровень пола второго этажа принят на уровне низа аркатурно-колончатого пояса. Схема Троицкого придела-усыпальницы представлена на основании его фундаментов, открытых раскопками. Килевидное очертание закомар фасадов не вызывает сомнения и представлено по аналогии с очертаниями закомары северного притвора. Размещение резных закомарных композиций показано в соответствии с исследованиями Вагнера.

Размеры постамента и барабана главы приняты с учетом данных позднейших московских построек. Своды ветвей креста приближены к толщине стен (как в Звенигородском соборе); толщина подпружных арок принята в один ряд нормального камня — 0,4 м. Высота до светового кольца барабана, а тем самым и постамента под ним принята в 1,1 м (толщина подпружной арки — 40 см + ряд кладки, соединяющей углы постамента, — 40 см и +30 см — кладка самого светового кольца). Толщина стенки барабана — 65 см, как в раннемосковских храмах. Высота барабана от светового кольца до карниза равна 1,1 его диаметра, также по аналогии с храмами XIV-XV вв. Трёхлопастное килевидное очертание изогнутых фасадных арок округлого постамента показано в соответствии с верхом большого сиона.

Конечно, предлагаемая схема реконструкции Георгиевского собора — выражение нашей гипотезы не более как графическое, для последующих изысканий рабочая канва. Однако она дает новые возможности для размещения резных камней, не находивших пока своего места в самом соборе, но явно связанных с ним единством стиля и самой системой убора. Судя по верху большого сиона, плоскости постамента вмещали крупные горельефные фигуры небожителей и тварей на фоне коврового узора в той же декоративной системе, что и убор стен собора. Возможно, что к оформлению этого постамента относятся угловые колонки с венцами из торчащих головок, находящиеся теперь в переложенных угловых колонках северного фасада. На простенках барабана можно с уверенностью предполагать плетеные медальоны с изображениями в них, подобные убору простенков барабана Дмитриевского собора или лопаток притворов самого Георгиевского собора. Возможно, что к аркатуре завершения барабана принадлежат одинаковые резные камни с полукруглым или килевидным верхом и помещенными в тимпане арки погрудными изображениями или головами мужских фигур.

Схема реконструкции Георгиевского собора

Голова в килевидном киоте

Высказывая эти попутные соображения, мы отнюдь не настаиваем на них: состав резных камней собора ставит еще множество загадок, решение которых — задача будущего «трактата» о соборе. С этим мы можем обратиться к общей характеристике владимиро-суздальского зодчества времени наследников Всеволода III.