Производство керамики        14 марта 2012        56         0

Сирийские или дамасские фаянсы

siriiskie-damasskie-fayansy

Дамасские фаянсы не являются, собственно говоря, самостоятельным производством, а представляют собой лишь самый нежный и благородный росток «родосских» фаянсов. Дамасские фаянсы отличаются, прежде всего, по сравнению с родосскими, своим утонченным чувством краски. Как для родосских характерен красный цвет, так для дамасских точно подернутый дымкой фиолетовый. В них турецкая керамика достигла своего художественного предела, своей высшей гармонии.

В распределении цветов по поверхности сосудов замечается некоторая сдержанность и большая продуманность. Изумительный молочно-белый фон не заполняется сплошь, а как бы приобретает самостоятельное значение. Наряду с цветочным орнаментом, большим вниманием пользуется персидский растительный орнамент. Встречаются также элементы китайской фарфоровой живописи. В красочном отношении дамасские фаянсы чаруют нас изумительным сочетанием синих и зеленых тонов.

В общем, можно сказать, что дамасское производство не отличается таким исключительно национальным характером как родосское. Оно более нежно и хрупко и вместе с тем более доступно чужеземным влияниям. Что касается его наименования, то оно имеет за собой некоторое основание. Прежде всего, в Дамаске находятся почти однородные изразцы, а затем, если Дамаск и не был местом производства «дамасских» фаянсов, то, во всяком случае, он был местом их вывоза за границу. А это довольно обычное явление, что товары получают название не по месту изготовления, а по месту вывоза.

Анатолийские фаянсы представляют собой маленькие, хрупкие, несложные по замыслу изделия, в которых вырождается некогда славная турецкая керамика. Это, главным образом, столовая посуда для повседневного употребления, формованная отчасти в рельефе.

В анатолийской керамике мы различаем две группы: к первой принадлежат предметы, украшенные темно-синими надписями на белом фоне, усеянном светло-синими цветками и лепестками. Ко второй — посуда, пестро расцвеченная синими, красными, черными и желтыми тонами, пользовавшаяся в XVIII веке как в Турции, так и в Европе, большим успехом и спросом. Изделия этой второй группы чаще называются по вероятному месту их выделки, городу Кутайя — кутайскими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *