Техника живописи и скульптурные приемы        31 июля 2012        64         0

Скульптура Древнего царства

Египет (III тысячелетие до н. э.)

Подобно архитектуре, скульптура Древнего царства представляла собою замечательное явление. Уже статуи времени III династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях IV династии, свидетельствуя о новом этапе развития древнеегипетского изобразительного искусства.

Со времен Древнего царства нам досталось довольно много различных статуй. Многие из них находились при раскопках храмов. Таковы статуэтки фараонов Хефрена, Микерина, Ниусерра, Менкаугора, обнаруженные в тайнике храма Птаха в Мемфисе, и знаменитые медные статуи Пепи I с сыном из древнего святилища в Нехене. Эти скульптуры либо посвящались в храмы с целью поставить царя под особое покровительство божества, либо играли определенную роль при совершении обрядов, после чего оставались в храме; к последним памятникам относится, например, статуэтка Менкаугора в хеб-седном одеянии.

Все же большое число скульптур имеет происхождение из заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Подавляющее число этих статуй были предназначены для целей культа, порою еще нам не известных в достаточной определенности. Так, не ясна конкретная ритуальная роль ряда царских статуй, иконографически значительно более разнообразных, нежели в предыдущий период; уточнить же функции этих скульптур мешают как неполные сведения о планировке пирамидных храмов, так и недостаточная изученность совершавшегося в этих храмах ритуала. К тому же еще в древности многие памятники сильно пострадали, а частично были просто уничтожены. Так, около пирамидного храма Джосера было найдено множество обломков его статуй из красноватого кварцита; скульптуры Джедефра из его пирамидного храма были разбиты на куски, возможно, по причинам династийных распрей, а часть статуй Хефрена была впоследствии использована для изготовления каменных сосудов. Обстоятельства находок царских статуй также не могут нам помочь, ибо, за исключением статуи Джосера, обнаруженной в сердабе его пирамидного храма, и статуй Снофру из молелен нижнего храма его дашурской пирамиды, ни одна царская статуя Древнего царства не была найдена на первоначальном месте.

Поэтому хотя мы и можем с известной достоверностью установить, что скульптуры Хефрена стояли в его нижнем пирамидном храме на полу колонного зала которого имеются соответствующие по размерам углубления, мы совсем не знаем ни облика статуй из основных молелен верхних пирамидных храмов, ни местонахождения групп, изображавших фараона то вместе с божествами, то с царицей.

Несколько лучше обстоит дело со статуями вельмож, находившимися в мастабах. Они, как и раньше, должны были служить вместилищем для души умершего. Однако это общее определение назначения заупокойных статуй не разъясняет ряда сложных вопросов (например, наличия в одном помещении совершенно различно трактованных скульптур одного и того же лица, так называемых «псевдогрупп» и т. д.), разрешение которых имеет большое значение для понимания причин выбора тех или иных художественных образов и форм. Вместе со статуями царей, вельмож и богов от времени Древнего царства, как и от предшествующего периода, дошли статуи и статуэтки пленных связанных иноземцев, имевшими применение во время определенных обрядов, статуэтки женщин и детей, ставившиеся с молениями о даровании потомства в гробницы предков и в храмы, многочисленные статуэтки слуг и рабов, тоже размещавшиеся в гробницах вельмож с целью обслуживания их в загробном мире.

Скульптура Древнего царства полностью сохраняет такое же предназначение, которое она имела в предыдущий период, но в рамках почти всего круга скульптур просматривается определенное развитие. В большой степени расширяется иконография статуй, имеющих культовое значение: рождаются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой левой ногой вперед, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного либо Северного Египта; сидящего в аналогичном одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож наследуют основной тип царских статуй: параллельно с существовавшими раньше фигурами сидящими, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар. Однако некоторые статуи вельмож не имели прототипов среди царских скульптур. Таковы статуи писцов, сидящих, поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях.

Очень интересно, что в такой позе вначале изображались только царские сыновья: наиболее ранними статуями писцов являются пока скульптуры старшего сына Хеопса Кауааба, сыновей Джедефра — Сетка и Хорента, сына Микерина — Хевинера. Очевидно, положение образованного человека расценивалось настолько высоко, что даже царские сыновья считали необходимым наглядно отмечать это особым типом статуй. Другим новшеством явились семейные группы с детьми. Гораздо разнообразнее стали статуэтки слуг и рабов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *