Техника живописи и скульптурные приемы        01 марта 2012        68         0

Скульптура древней Греции

Скульптура в своих монументальных формах практически не дошла до нас. По всей видимости, монументальная пластика находилась на начальных стадиях развития. В самом культе, особенно в начальный период, были еще сильны неантропоморфные формы обожествления сил природы.

Первые антропоморфные статуи богов, видимо, представляли собой деревянных идолов с едва намеченными признаками человеческой фигуры.

Сведения об этих идолах — так называемых ксоанах — сохранили античные авторы. Иногда техника исполнения ксоанов усложнялась набивкой на деревянную статую бронзовых или медных деталей одежды, оружия. Такова, например, была статуя Афины из Дрероса, известная нам по описаниям. Некоторые из сохранившихся статуэток восходят к 8 в. до н. э., другие относятся к более позднему периоду, но повторяют первоначальные схемы, — например, небольшие фигурки из Танагры, относящиеся к 7 в. до н. э., но воспроизводящие формы геометрического стиля.

Они воспринимаются не только как изображения человека, но и как реально существующие, выполненные из обожженной глины предметы, требующие, как и вазы, соответствующего орнаментального украшения. Они покрыты геометризованным орнаментальным узором или даже, подобно вазам, украшены геометризованными изображениями человеческих фигурок. Таков фрагмент статуэтки, изображающей божество или жреца (начало 7 в. до н. э.).

Жест поднятой руки явно заимствован из росписей амфор; однако мастер придает ему оттенок монументально-иератической значительности.

По этой статуэтке можно составить некоторое представление о том, как могли выглядеть монументальные идолы того времени.

Особое художественное значение имеют небольшие бронзовые статуэтки, а также бронзовые изделия с изобразительными мотивами. Так, в рельефах некоторых треножников предпринята попытка уже не только атрибутивно-орнаментально изобразить человеческие фигуры, но передать и непосредственное ощущение представленного действия.

Особенно более выразительны небольшие бронзовые статуэтки, назначение которых еще не вполне ясно. Своеобразным сочетанием динамики и орнаментальности отличается изображение коня (около середины 8 в. до п. э.). Хотя туловище передано при помощи небольшой цилиндрической перекладины, выразительность крепко поставленных ног и крутой изгиб шеи создают ощущение интенсивной энергии.

Заметное место занимает изображение кентавра, в частности мифической борьбы человека с кентавром. Такова также относящаяся к 8 в. до н. э. статуэтка из Олимппи. Это одна из первых попыток выделить из орнаментального потока парную группу, отдельную сцену. Правда, мастер еще не стремится представить напряжение борьбы. Фигурки героя и кентавра, схвативших друг друга за руки, статичны, превосходство человека-героя над полузверем-получеловеком выражено только наивным масштабным приемом: человек выше ростом.

Следующим шагом являются бронзовые статуэтки воинов уже раннеархаического времени. В них четко выявлено напряжение ног и бедер, выделена талия, подчеркнут широкий разворот грудной клетки, в полусогнутых руках передано ощущение пластической упругости формы. В этих маленьких статуэтках содержатся первые элементы монументальной скульптуры ранней архаики: зарождение интереса к передаче конструкции человеческого тела, отход от силуэтно-орнаментальной трактовки образа, стремление выявить пластическую весомость скульптурной формы.

Скульптура древней Греции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *