Техника живописи и скульптурные приемы        08 июня 2013        98         0

Скульптура распятого Христа

Создателям скульптур больше удавались образы страдающего человека потому, очевидно, что в жизни наблюдалось несравнимо больше страданий, чем радости. Отражая жуткую реальность эпохи крепостничества, авторы изваяний стремились к передаче правды.

Как при этом различны их работы в художественном плане! Пример тому — рассмотренные головы распятого из Пашии и из Усть-Качки. Разнообразие и богатство дарований пермских резчиков наблюдается и в других замечательных работах. Из «Распятий» заслуживают особенного внимания те, что поступили из села Сиринского и поселка Юго-Камска.

Скульптура распятого Христа из Сиринского — одно из особых достижений народного ваяния.

Какая мужественная голова была для нее прототипом! Она отличается красивым обликом, характерны ее внушительный объем, широкое лицо с крупными чертами. Плавные рельефы лица спокойны. Тем большее впечатление производят резкие очертания безжизненных глаз, глубокие складки меж бровей. В них отпечатлелась тяжесть перенесенных страданий.

Скульптура распятого ХристаМастерски вырезан ряд деталей. В общее звучание скульптуры, порождающей щемящее чувство, вносит свою ноту даже такая мелкая подробность, как беспокойные завитки бороды. Большой головой и напрягшейся шеей определяются крепость, сила фигуры.

Образ красивого мощного человека в безжизненном состоянии возбуждает не только сочувствие: все прекрасное и сильное в нем вызывает восхищение.

Могучая человеческая фигура вырезана в величину натуры. Среди других скульптур она отличается свободной лепкой форм, анатомически верной трактовкой, прекрасным использованием пластических средств.

Создавая в таком плане скульптуру, резчик решал совсем не ту изобразительную задачу, какую диктовало христианство. Церковь выдвигала на первое место отображение религиозной духовности, остальное считалось незначащим: «плоть же немощна», говорило вероучение. А резчик настойчиво стремился передать плоть человеческую.

Примером может служить массивный торс фигуры. В округлой плавно-рельефной резьбе нет вялости. Моделировка активно используется для воссоздания физически развитой человеческой фигуры. Мастер внимательно прорабатывает формы, в них чувствуется и костяк груди, и мышечные и покровные ткани. Подмечены движения в торсе, грудная клетка изображена в тот момент, когда она высоко вздымается, живот вобран.

Скульптура распятого Христа

Заслуживает внимания и резьба ног. Они переданы с материальной убедительностью, с тем естественным напряжением, которое присуще им в изображенном состоянии. Резчик выказывает при этом глубокое понимание анатомической структуры, сочленений, движений мускулов ног.

Скульптура распятого Христа

По-иному, с преобладанием эмоционального подхода выполнена группа «Распятие с предстоящими» из Юго-Камска. Мастер смело и решительно строит фигуры по-своему. Его не прельщает внешнее подобие действительности, точное следование жизненным формам. Творческая фантазия увлекает его на такое претворение образов, при котором пластическое воплощение их диктуется эмоциональным началом. Эта художественная особенность объединяет всю группу.

Фигура распятого Христа воздействует своей внутренней цельностью.

Скульптура распятого Христа

При первом взгляде не замечается некоторое несоответствие ее форм реальности (перенапряжение мышц на руках и черт лица, излишек складок на торсе и т. п.). Воспринимается основное в скульптуре. Сильное впечатление оставляют необычайно изменившиеся формы повисшего тела — след жестоких мучений, а отдельные части фигуры призваны подкрепить, усилить ее общую эффективность.

Это можно видеть и в такой части фигуры, как ноги.

Скульптура распятого Христа

Резьбой рельефов в анатомической конструкции ног подчеркнуты большие твердые кости и до предела напряженные мышцы. Они едва удерживают нависшую тяжесть фигуры. Впечатление тяжести еще усиливает объемистый плотный кусок повязки сбоку, которым оттеняется по контрасту тканью поверх ног. Благодаря массе складок эта ткань выглядит мягкой и легко колеблющейся. Такой характеристикой форм и материалов, выразительным движением ног подкрепляется общее впечатление от скульптуры.

В работах пермских скульпторов установилась традиция не бесстрастной фиксации мертвенных лиц и фигур, а осмысленного раскрытия образов, искреннего выражения чувств.

К рассмотренным сюжетам близка по внутреннему содержанию «Усекновенная глава Иоанна Предтечи». (По библейской легенде голова у Иоанна была отсечена по прихоти Иродиады, в отместку за обличение им безнравственности.)

Лучшая в пермском собрании — та скульптура, что поступила из деревни Копыловой.

Скульптура распятого Христа

Лежащая на блюде объемная голова вырезана психологически выразительной. Трагическая смерть не обезобразила черт лица. Конечно, в закрытых глазах и напряженно сдвинутых бровях явственно запечатлелись пережитые страдания. Но это не заслоняет основного — благородства человека, движимого добродетельными нравственными законами. Этот характер придают лицу и правильное строение форм, и тонкая моделировка рельефов, и искусная детализация прядей волос, декоративно обрамляющих голову. Образ возвышает также позолота скульптуры. В задачу мастера входило сказать о значительности духовного мира умерщвленного человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *