Техника живописи и скульптурные приемы        05 декабря 2012        163         0

Скульптурная реконструкция лица

Скульптурная и графическая реконструкция мягких тканей лица по черепу

Скульптурная реконструкция лица по черепу привлекала внимание исследователей еще в давние времена. Однако созданные портреты отражали индивидуальный опыт анатомов и антропологов, и поэтому примененная методика не выходила за рамки более или менее случайных эмпирических наблюдений.

Скульптурная реконструкция лица

Измерения на лице толщины мягких тканей по сагиттальному сечению, произведенные в моргах на трупах, показали, что вариации ее колеблются сравнительно мало и не зависят от расовой принадлежности индивидуума. Они определяются, следовательно, лишь рельефом костной ткани. Из этого был сделан вывод о возможности достижения не только типологической, но и индивидуальной портретности. Контрольные реконструкции, выполненные на криминалистических объектах, и данные экспертизы доказали эффективность применяемой методики и достижение с ее помощью вполне удовлетворительного портретного сходства. Таким образом, в итоге мы имеем дело с предметом исследования, аналогичным тому, какое предоставляет в наше распоряжение скульптура, но, очевидно, более полно, детально и, главное, объективно отражающим основные особенности человеческого лица (между индивидуумом и его изображением не стоят фантазия и творческий поиск художника). Для восстановления многих деталей строения носовой области и зубного прикуса часто использовались микро морфологические наблюдения и рентгеноскопия.

Все сказанное не может быть, однако, принято без оговорок. Полученные данные и свидетельствующие о постоянстве толщины мягких тканей на лице у представителей разных расовых типов и варьировании ее только в зависимости от рельефа костной основы, базируются на сравнительно небольшом числе наблюдений и случайно выбранных объектах. Поэтому у многих исследователей такой вывод вызывал сомнения. Но гораздо более существенна логическая трудность, с которой сталкивается метод скульптурной реконструкции лица по черепу. Она состоит в том, что воспроизведение мягких тканей, если они действительно целиком зависят от строения костной основы, не приносит никакой новой информации специалистам, а эти сразу же ограничивает применение метода иллюстративными целями и музейной экспозицией. Правда, на скульптурных реконструкциях можно определять развитие многих признаков с помощью балловых схем, используемых в антропометрии, но для них, как правило, существует возможность пересчета результатов краниологических измерений на показания соматологической шкалы. Что же касается тех морфологических особенностей, которые заведомо не зависят от строения костной основы или зависят от нее лишь в слабой степени, то их реконструкция как раз сталкивается с наибольшими трудностями и несет на себе следы условности.

Применять к скульптурным реконструкциям разработанную для живых методику определения описательных признаков, подобно тому, как это было рекомендовано выше для портретных памятников, в частности для скульптуры, нельзя еще и из-за второго недостатка метода воспроизведения лица по черепу. Он трудоемок, и изготовление большого числа реконструкций по массовым палеоантропологическим сериям — дело чрезвычайно медленное и сложное. Поэтому разработали более легкий и в практике удобный прием графической реконструкции, с помощью которого восстанавливаются не все особенности лица, а лишь его сагиттальный контур, как бы профильная фотография. На таком рисунке можно определять описательные признаки с помощью баллов, как и на скульптурной реконструкции. Последняя операция тем более оправдана, что графические рисунки профилей могут быть достаточно многочисленными. Но значение таких определений приблизительно, и к ним относятся все те критические замечания, которые были высказаны выше относительно скульптурных реконструкций.

Итак, общая оценка скульптурной и графической реконструкции лица по черепу следующая: несмотря на относительную разработанность этого метода, он не дает принципиально новой информации сравнительно с изучением черепа. Поэтому и применение его в историко-антропологических исследованиях ограничено чаще всего иллюстративными функциями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *