Теоретические вопросы        15 июля 2012        56         0

Сложение древнеегипетского искусства

Жизнь человека в долине Нила прослеживается с глубокой древности. От окрестностей Каира на севере до Асуана на юге найдены памятники, относящиеся к разным этапам каменного века, начиная от нижнего палеолита. Остатки селений и кладбищ раскрывают наглядную картину последовательного развития жизни древнейших обитателей Египта, их тяжелую борьбу за самую возможность этой жизни, освоение необходимых навыков в трудовой практике, постепенное подчинение себе сил природы, животного и растительного мира.

От собирательства к мотыжному земледелию, пахоте на быках, затем к сооружению каналов и плотин, искусственному орошению земли; от скорлупы страусового яйца или выдолбленной тыквы к глиняному сосуду, сначала вылепленному от руки, а позднее на гончарном круге; от грубых каменных рубил — к тончайшим кремневым ножам и великолепно отполированным нефритовым топорикам; от камня и палки к луку, стрелам, копью; от камня к металлу — так от поколения к поколению совершенствовались и изыскивались новые приемы, осваивались новые материалы.

Анализ памятников позволяет проследить не только изменения в хозяйстве первобытнообщинного строя — рост примитивного земледелия и скотоводства при сохранении большого значения охоты и рыбной ловли, но и развитие социальных отношений.

Плодородие почвы, образовавшейся из наносного ила, обеспечивало пропитанием не только людей, занятых обработкой земли; это способствовало раннему возникновению эксплуатации чужого труда. В отдельных общинах появилось земледелие, основанное на искусственном орошении, и стал применяться труд рабов, что обостряло неравенство внутри общины.

Первыми жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры. Из натянутых на шесты шкур и плетенок делались навесы и шатры. Постепенно стали строить хижины из глины и тростника; появляется и кирпич-сырец, преимущественно применявшийся для нижней части стен. Крышей служили циновки. Глинобитный пол и стены покрывали также циновками.

В селениях были обнаружены и различные предметы. Еще больше их было найдено в могилах, которые устраивались по образцу древнейших жилищ в ямах. Завертывание трупов в шкуры, циновки, а иногда и ткани, наличие в могилах зерна, сухих улиток, сосудов, оружия и предметов быта говорит о стремлении снабдить умершего родича всем необходимым для существования в каком-то потустороннем мире. Эти верования были одним из звеньев общего сложного процесса осмысления древними обитателями нильской долины окружавшей их действительности. Вследствие отсутствия знаний о подлинной связи явлений и бессилия человека в борьбе с природой, а позднее и с общественным гнетом, представления о мире носили фантастический характер. Сложившиеся на этой основе верования и обряды тесно переплетались со всеми проявлениями человеческой деятельности. Опасности и тяготы существования, успехи и неудачи ставились в связь и зависимость от явлений природы, от зверя, растения, камня, палки. Большую роль играли представления о взаимоотношениях людей с умершими родичами, которые считались естественными покровителями и защитниками своих потомков, но могли стать и их грозными врагами. Доброжелательность предков стремились обеспечить постоянными заботами об их загробном благополучии — надлежащим погребением и дальнейшими жертвами.

Памятники, добытые раскопками неолитических поселений и особенно некрополей, разнообразны по формам и декорировке. Наряду с обработанными кремневыми орудиями труда и предметами вооружения — пилами, топорами, ножами, наконечниками стрел и копий, найдены и различные украшения: пояса из раковин, бусы, браслеты, головные булавки, ложечки из кости. Широко применялся камень, который умели сверлить и прекрасно полировать. Египет исключительно богат разными породами камня, и не удивительно, что большие декоративные возможности этих материалов рано привлекли внимание человека. Об этом свидетельствуют бусы из полевого шпата, сосуды из диорита и базальта, топорики не только из кремня, гранита, базальта, известняка, но и из нефрита, красной яшмы, кварцита, блестящего, как металл, гематита, пластинки из разных пород камня. Умели использовать и сочетание различных камней; так, в одном женском погребении найдена пластинка молочно-желтого алебастра, на которой растирали краски пестиком из коричневой яшмы.

Высокое качество обработки предмета, дававшее ряд практических преимуществ, развивало и эстетическое чувство. Люди стремились не только сделать предмет, необходимый для той или иной конкретной трудовой, боевой, бытовой практики, но и украсить его — добиться блестящей поверхности каменных изделий, дать сложный переплет циновок, покрыть узорами сосуды. Одним из важных открытий неолита была керамика. Грубые горшки для варки пищи лепили из глины, смешанной с рубленой соломой. Сосуды же для пиров или обрядов делали гораздо тщательнее — глина хорошо приготовлялась и обжигалась. Формы были разнообразны (в зависимости от назначения) и отличались иногда изящным профилем. Для облегчения поднятия сосудов появились сначала выступы, затем ручки; иногда у края просверливали дырочки, через которые продевали веревку, чтобы носить или подвешивать сосуд.

Способы украшения керамики были ограниченны, хотя и их изобретение потребовало времени, наблюдательности и художественного чутья. Иногда поверхность покрывалась слоем краски — охры или гематита, который при обжиге давал глубокий кирпично-красный цвет; путем прокапчивания получалась керамика черного цвета. Лощение производилось до обжига мокрой рукой или камнем. Узоры были еще достаточно просты — обычно выдавливали пальцем круги или овалы вдоль края сосуда или вертикальные полосы по тулову. Встречается и врезанный линейный геометрический орнамент — параллельные линии, «елочка», заштрихованные треугольники, полосы с белыми точками. Такие узоры, заполненные белой краской, четко выделялись на черном фоне сосудов.

От периода энеолита дошло значительно больше памятников. Они относятся к различным этапам этого периода, точные даты которых не вполне установлены. Недостаточно выяснен также и ряд вопросов о ходе и условиях развития жизни общества этого времени. Некоторые исследователи, не учитывая законов общественно-исторического развития, склонны видеть в любом новом явлении заимствование из Азии или даже привнесение „новой культуры» предполагаемыми азиатскими завоевателями. Другие справедливо возражают, так как, несмотря на наличие известных связей Египта с Передней Азией, египетское общество несомненно развивалось самостоятельно. О раздельных путях развития культур Египта и Передней Азии убедительно говорят самобытные приемы и темы, свойственные лишь той или иной стране. Сходство же отдельных черт на памятниках этих стран объясняется возникновением аналогичных явлений в одинаковых условиях.

Раскопки энеолитических поселений и кладбищ вскрывают картину дальнейшего по сравнению с неолитом развития техники, культуры, искусства. Теперь шире применяли кирпич-сырец, и, наряду с круглыми или овальными хижинами из глины, смешанной с соломой или мелкими кусками известняка, появились и прямоугольные большего размера жилища из кирпича. О внешнем виде жилищ этого периода можно судить по глиняной модели «дома» для души умершего, найденной в одной из могил в Эль-Амра. Изменения в устройстве жилищ отразились и на форме могил. Помимо круглых ям устраивали и прямоугольные, обложенные кирпичом, достигавшие иногда значительных размеров. Внутри ямы делали перегородки, и таким образом в «доме» умершего получалось нечто вроде кладовой, куда ставили сосуды с пищей. Стремление сохранить тело вызвало появление гробов из глины или дерева; иногда гробом служил большой сосуд.

Прямоугольные хижины и могилы предназначались для выделявшейся верхушки общины. Рядовые же общинники продолжали жить в круглых маленьких хижинах и погребать своих умерших в простых круглых ямах. Рост имущественного неравенства внутри общины прослеживается и на предметах, найденных в селениях и некрополях.

Крупнейшим достижением в технике энеолита явилось овладение обработкой металла меди, золота, серебра; метеорного железа. Из меди делали гарпуны, крючки для рыбной ловли, цельные ложки и ручки для серебряных и костяных ложек, сосуды, бусы. Золото и серебро шло для изготовления предметов роскоши. Из железа найдены только бусы, что показывает отсутствие умения его обрабатывать и высокую его ценность. Интересно, что железные бусы были на одной нити с бусами из ценных материалов золота, агата и сардоникса.

Существенным достижением было и освоение изготовления полив, бирюзовых и синих, которыми в подражание бирюзе покрывали каменные бусы; найдены и фаянсовые бусы и даже фаянсовые сосуды. Разнообразнее стали изделия из кости — появились гребни, пешки для игры; в иголках просверливались дырочки.

Увеличилось число обрабатывавшихся камней. Наряду с изделиями из упомянутых ранее пород, обнаружены бусы из агата, оникса, граната, зеленой яшмы, оливина, серпантина, сердолика, брекчии, стеатита, аметиста, альмандина, бирюзы, малахита, а также из обсидиана и коралла. Совершенно поразительной тонкости достигла обработка кремня. Мастера с большим умением выбирали кусок камня, использовали его цвет, расположение оттенков, вкраплений, прожилок, прекрасно вырезали и полировали каждое изделие. Поражает обилие форм каменных сосудов конических, на ножках, с различными выступами или ручками.

Заметно изменилась и декорировка предметов, где стали преобладать изображения животных, птиц и рыб. Их фигуры скульптурные, рельефные, врезанные украшали ручки ложек, гребни, кольца, сосуды, пластинки для растирания красок.

Это было связано с той большой ролью, которую играли представления о животных в общей цепи верований того времени, что было обусловлено важным значением и диких зверей, и одомашненных животных в труднейшей борьбе человека за свое существование. Пытаясь избежать опасности от хищников, добыть пищу удачной охотой, сохранить свои посевы от грызунов, газелей, гиппопотамов, увеличить количество домашнего скота, но не всегда умея справиться с этими задачами, человек прибегал и к фантастическим средствам, казавшимся ему совершенно реальными и действенными, колдовским обрядам, заклинаниям, амулетам. Для того чтобы охота была успешной, предварительно совершали обряд «убиения» изображений тех зверей, на которых собирались охотиться. Человек верил в то, что нарисованные, вырезанные из камня или кости, вылепленные из глины фигуры животных (равно и людей, демонов, предков) могут активно вмешиваться в жизнь людей, вредить им или помогать. Отсюда понятно изготовление амулетов в виде гиппопотамов, крокодилов, собак, птиц, лягушек, мух, пчел; люди носили их на себе и помещали в могилы для защиты умершего. В ряде случаев амулет изображал животное, птицу или насекомое, считавшееся покровителем того или иного рода, связанного с ним особо тесными узами.

Вследствие тех же представлений стали изображать животных на каменных пластинках для растирания красок, да и сами контуры этих пластинок получали форму зверя, птицы или рыбы, что должно было усилить целебные или колдовские качества краски.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *