Путешествия и открытия        27 февраля 2014        72         0

Снаряжение корабля «Суворов» в кругосветное плавание

Еще в начале XIX века походы Крузенштерна, Лисянского и Головнина на кораблях «Надежда», «Нева» и «Диана» открыли замечательную эпоху русских кругосветных плаваний.

Нашествие Наполеона на Россию вынудило русский народ мобилизовать все свои силы на отпор наглому завоевателю. Русский флот был занят выполнением непосредственных военных заданий, в частности по обороне жизненно важных центров страны. В этих условиях суда и личный состав флота не могли быть отвлечены для продолжения кругосветных плаваний.

Создавшимся положением воспользовались английские и особенно американские хищники, усилившие свою контрабандистскую деятельность, направленную против русских поселений в Северо-Западной Америке и дальневосточных владений России. Чувствуя свою безнаказанность, англо-американские авантюристы не только браконьерствовали в районе русских поселений, но всеми средствами восстанавливали против русских местное население, пытаясь сделать невозможным самое существование русских владений в Америке. Вот почему, едва только полчища Наполеона были разгромлены и выброшены за пределы России, возник вопрос о скорейшей отправке русских судов в воды Аляски и Берингова моря.

Первым кораблем, предназначавшимся после окончания Отечественной войны 1812 г. для плавания в Русскую Америку, было судно «Суворов».

Была середина сентября 1813 года. В кронштадтской военной гавани стоял, отремонтированный знаменитым кронштадтским корабельным мастером Амосовым, готовый к дальнему плаванию корабль «Суворов». Рядом с ним тихо покачивался на волнах небольшой бриг «Феникс», производивший в гавани текущий ремонт.

Очередная вахта Лазарева на бриге «Феникс» приближалась к концу. Уже совсем рассвело, когда он сошел со шканцев на палубу и начал ходить по ней, чтобы немного согреться. Взглянув по правому борту на вырисовывающиеся в утреннем тумане контуры большого красавца «Суворова», он впервые искренне позавидовал офицерам, которые поведут этот корабль кругом света, через Атлантику и Тихий океан.

Сколько переживаний и борьбы! Сколько новых сведений и впечатлений о жизни малоизвестных стран и народов!

Сдав вахту, Лазарев, не заходя в кают-компанию на чай, спустился к себе в каюту и начал уже раздеваться. Вдруг дверь отворилась и вошел командир брига, капитан-лейтенант Дохтуров. — Вас срочно вызывает в портовую контору капитан 1-го ранга Спафарьев, — сообщил командир. Через час Лазарев сидел в мягком кресле в кабинете у Спафарьева.

Спафарьев знал Лазарева как одного из лучших и способных офицеров. Знал его еще по войне со шведами и англичанами, когда двадцатилетний мичман Лазарев в бою 14 августа 1808 года первым вызвался пойти добровольно на выручку товарищей, попавших на корабле «Всеволод» в окружение англо-шведской эскадры. Знал также и по Отечественной войне 1812 года, в которой Лазарев не раз отличался во время обстрела неприятельских берегов и высадки десантов.

Без долгих предисловий Спафарьев предложил Лазареву взять на себя командование «Суворовым».

Снаряжение корабля «Суворов» в кругосветное плавание

М. П. Лазарев любуется кораблем «Суворов»

Для Лазарева это предложение явилось большой неожиданностью. Но он не просил времени на размышления, а тут же объявил Спафарьеву, что согласен.

Поблагодарив Спафарьева за оказанное доверие, Лазарев распростился с ним и отправился в Петербург.

На следующий день новый командир «Суворова» лейтенант Лазарев с утра уже осматривал корабль. Вечером он поехал к своим сослуживцам и пригласил их разделить вместе с ним долгое кругосветное путешествие.

В течение десяти дней «Суворов» был дополнительно оборудован, вооружен и полностью укомплектован личным составом. Лазарев сам отбирал матросов, наиболее способных и знающих в совершенстве свое дело.

В первых числах октября получили инструкции, последние грузы и корреспонденцию. На корабль перебрались комиссионеры компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *