Архитектура        10 сентября 2013        52         0

Соразмерности в индийской архитектуре

Астрологические сочинения (VI в.) содержат специальные разделы, посвященные соразмерности в архитектуре. Палийские тексты (около V в.) касаются жертвенных алтарей, повторяя содержание — Грихьясутры.

Исследования этих текстов позволили утверждать, что формы и структура жертвенных алтарей древней Индии отражали космологические представления — связь двух космических зон — земной и небесной, мира людей и мира богов, — выраженную архитектурно-пространственной символикой.

Соразмерности в индийской архитектуре

В представлении индийцев, квадрат символизирует небесный мир, которому присущи устойчивость и вечный порядок (гармония). Миру земному присущи развитие и движение — круг становится его символом.

Для установления соразмерностей алтарей индийские зодчие пользовались стороной (вьяма) «квадрата небесного огня», которая была равна высоте человека от пят до корней волос. Использовались и другие антропометрические меры: ладонь (витаспи), локоть (хаста), расстояние между вытянутыми по горизонтали руками (оно же высота человека — вьяма). Высота алтаря соответствовала росту человека. Установилась антропометрическая система и в соразмерностях культовых сооружений.

Жертвенные алтари могли быть разной формы: круглыми, квадратными, восьмигранными, треугольными и в виде трапеции, но по площади обязательно равными «квадрату небесного огня». В связи с этим были разработаны геометрические построения для преобразования квадрата в другие фигуры.

Все это характеризует древний период основ индийского зодчества. В V в. до н. э. появляются иные меры и правила возведения алтарей, возникают различные варианты пропорций, описанные в Шульбасутрах.

Согласно верованиям индийцев, круглая плоская земля становится четырехточечной (чатуссракти) благодаря контакту земли и неба там, где поднимается и садится солнце.

Нетрудно догадаться, что эти точки являются точками восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний, которые имеют диагональное направление по отношению к странам света. Земля, находящаяся в объятиях неба, удерживается в определенном положении, становится упорядоченной.

Возникают две канонические системы определения соразмерностей в архитектуре, это космические диаграммы — мандалы, которые стали основой для архитектурного проектирования. Первая диаграмма — мандука. Это квадрат (8×8), состоящий из 64 пады (малых квадратов).

Священные числа

Число «восемь» символизировало восемь пространственных направлений — четыре по странам света и четыре точки контакта земли и неба (чатуссракти). Мандала мандука как основа для определения соразмерностей сооружения, вероятно, применялась в середине I тысячелетия до н. э. Наряду с этой известна мандала парамашайика, которая представляла квадрат (9 х 9), состоящий из 81 пады. Эта мандала — космическая диаграмма, которая воплощает в себе тело космического человека Пуруши.

По верованиям индийцев, небо состоит из девяти сфер. К семи сферам прикреплены луна, Солнце и пять Планет, к восьмой сфере прикреплены звезды, а девятая сфера — это «яйцо Брахмы» — перводвигатель. Учение, восходящее к пифагорейцам.

Священные числа «семь» и «девять» с древнейших времен вошли в жизнь и сознание людей, нашли отражение в науке, календаре и идеологии. Достаточно вспомнить эннеаду древних египтян, девять дней оплакивания Гектора, щит Ахилла с изображением девяти быстроногих псов, семь дней недели и многое другое.

В соразмерностях сооружений, в установлении пропорциональных соотношений частей и целого архитектурного организма зодчие Индии пользовались простыми отношениями малых величин, при этом космогонические представления были идеологической основой архитектурного проектирования зодчих не только культовых, но и дворцовых жилых зданий и сооружений.

Применение мандалы мандука позволяло устанавливать отношения 1:1, 1:3, 3:5, 1:7, а мандалы парамашайика — отношения 1:1, 3:3, 4:5, 2:5, 1:8, при этом не исключались более дробные отношения, связанные с вистаспи и хаста.

Храмы Индии олицетворяли собой Вселенную, им не нужно было раскрытия вовне. Это были храмы-святилища, являющиеся даром божеству. Многие храмы высекались в скалах, что еще больше подчеркивало их интимность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *