Производство керамики        29 сентября 2013        82         0

Способы формовки сосудов

Интересны способы формовки сосудов и сравнение формовочных масс расписной керамики. Большая часть сосудов, украшенных росписью, выполнена из тщательно промытой отстоянной, лишенной каких-либо растительных и прочих примесей, так называемой отмученной массы. О. А. Кульская, исследовавшая фрагменты этой керамики, характеризует их как тонкостенные, отличающиеся плотностью, твердостью, мелко-зернистостью. Температура их обжига свыше 1100°С.

«Отмученная глина», «отмытая глина» — термины, широко употребляемые в трипольеведческой литературе, отражающие процесс очистки глины. Считают, что отсеивание не осуществимо технически. Процесс отмывания глины также трудоемкий. Необходимы большие емкости для образования суспензий, значительное количество воды, разминание и разбавление в воде глины. Не исключая возможности применения такого приема, предполагается, что массовая очистка глины могла производиться путем переработки ее руками в уже замешанном виде на плоской основе — деревянной доске, как делают сельские гончары в наши дни.

Вероятно, трипольцы искали источники хорошего сырья, не требующего сложных процессов его очистки. Во время весенних и летних паводков на берегу накапливались лессово-иловатые отложения. Их масса мелко-структурна, пластична. Изготовленные из них сосуды после обжига получают гладкую ярко-красную поверхность. Подтверждает это предположение этнографический пример. Индийский гончар устанавливал круг на берегу реки и из добытого ила формовал свои изделия.

В этом плане привлекает внимание трипольское поселение Шкаровка, расположенное в пойме реки Рось, где имеется богатое залегание илистых суглинков, являвшихся сырьем для производства керамики. В постройках поселения выявлено несколько гончарных печей и богатый ассортимент посуды. Можно предполагать, что керамическое производство было одной из основных отраслей хозяйства жителей этого поселка.

Посуда из мелкоструктурной массы получает распространение в период развитого Триполья, особенно в западном ареале. Постепенно она проникает и в восточную зону, вначале как импортная, а затем ее производство было освоено местными мастерами. Расписная керамика восточного ареала Трипольско-Кукутенской области вначале резко отличается по составу массы. Она более грубая, не так тщательно отмучена. В составе ее массы довольно большой процент мелкого песка. Как отощитель для расписной керамики Побужья использовались каменистые примеси. Технологию получения отмученной массы гончары поселений восточного региона осваивают со второй половины развитого Триполья (Клищев, В. Кут, Веремье), а на рубеже развитого и позднего Триполья керамика из этой массы преобладает.

В конце развитого и особенно на позднем этапе отмечается тенденция добавления в глиняную массу нескольких отощителей. В так называемую кухонную керамику кроме ракушки добавляют песок. Позднее в некоторых регионах он как отощитель полностью ее вытесняет. Керамика из глины с примесью шамота и песка встречена на многих памятниках позднего Триполья Поднестровья. В плане состава очень своеобразна и сложна масса керамики софиевской группы памятников Поднепровья, содержащая зерна кровавика, сильно измельченную ракушку, охру и выгорающие примеси, вероятно, растительного происхождения.

Во все периоды Триполья прослеживается связь некоторых форм керамики с определенными глинами и отощителями.

Следующий этап начинается с формовки изделия, превращения глиняной массы в полую форму. На раннем этапе, видимо, чаще применялся метод лепки сосудов разных форм из одного куска глины. Их поверхность, особенно внутренняя, обычно сохраняет четкие отпечатки пальцев. Сосуды небольших размеров, изготовленные способом лепки, найдены на многих поселениях раннего и начала развитого Триполья на всей территории распространения культуры. На более поздних этапах этот прием применялся для изготовления посуды малых форм.

Более распространен способ формовки трипольских сосудов из пластин глины. В этом случае прослеживается соединительный шов не только по горизонталям, но и по вертикали. Близкие способы лепки известны и из этнографических примеров. Указанным способом чаще всего формировались крупные сосуды типа зерновиков, получивших распространение в период развитого Триполья.

Высказали мнение о формовке больших биконических сосудов из двух половин. Ленточные слои и соединительный шов между половинками иногда прослеживаются как на внутренней, так и на внешней поверхности сосуда. Таким образом, формовались кувшины-амфоры. На заключительных фазах Триполья этот прием исчезает. Крупные сосуды чаще формовались из трех частей: нижней — усеченно-конической, верхней — близкой к полусферической и, наконец, венчика.

Существовал еще способ формовки сосудов с помощью насыпной болванки. Он осуществлялся с помощью болванки, представляющей собой мешочек, наполненный песком. На такую болванку накладывалась глина и выглаживалась шпателем. Насыпная болванка позволяла наносить глину в более влажном состоянии, чем при лепке ленточным способом, благодаря чему слипание глины происходило без применения щипков. Лепку на болванке можно производить и с помощью ручного гончарного станка, что значительно ускоряло работу. После подсыхания сосуда песок высыпали и мешочек вынимали. Сосуд выравнивался изнутри путем устранения случайных прогибов и легкого проглаживания. Способ лепки на насыпной болванке имел значительные преимущества: обеспечивал большую производительность, давал возможность без излишних предосторожностей изготовлять различные формы сосудов со сложным профилем, начиная лепку как снизу, так и сверху. Экспериментально этот способ был воспроизведен. Таким способом, вероятно, сформованы шаровидные сосуды развитого Триполья Буго-Днепровского междуречья и Поднепровья и поздне-трипольские реповидные сосуды. Зафиксирован этот технологический прием на энеолитических поселениях Ферганы, а также фатьяновской культуры. Но наиболее распространенным принципом формовки трипольской керамики была техника налепа. Основные его приемы кольцевой и спиральный (рис. 1-3).

Способы формовки сосудов

Первая лента тщательно соединялась с днищем путем вминания и заглаживания.

Способы формовки сосудов

По линии соединения лент прослеживаются отпечатки пальцев гончара, подготавливающего край для следующего наращивания стенки. Ширина лент в зависимости от размеров сосуда колеблется в пределах 1-5 см. Их края срезались и подравнивались костяным ножом. Стенки сырых сосудов доводились до нужной формы с помощью ножа и лощила-правила.

Способы формовки сосудов

Усовершенствование ленточной техники дало возможность изготовлять сосуды сложной профилировки.

Способы формовки сосудов

В период позднего Триполья применялся новый метод формовки, усиливающий прочность соединения лент между собой, — вытягивание пальцами глины от дна к венчику поперек лент. Такой же прием при формовке больших горшков из лент с подправкой на гончарном круге существовал вплоть до средневековья.

Таким образом, тулово трипольских сосудов в основном изготовлялось двумя способами: из отдельных пластин, что больше характерно для восточного ареала, или горизонтально кольцевыми налепами, получившими широкое распространение в западной зоне Трипольско-Кукутенской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *