Производство ткани, одежды        25 мая 2012        62         0

Способы окраски и орнаментации тканей

О способах окраски и орнаментации тканей и тканых изделий сведения практически отсутствуют. Наиболее ценные указания содержит опять же «Артхашастра», где точно говорится: «Если одежда моется (красится) так, что ей придается цвет или бутонов жасмина, или белизна каменной плиты, или цвет вымытых ниток, или же полная белизна, то срок возвращения (указанной одежды) устанавливается соответственно в один, два, три и четыре дня. Если материя окрашивается в бледно-розовый цвет, срок устанавливается в пять дней, если в синий цвет — в шесть дней, а если ценная материя окрашивается краской, приготовленной из цветов или марены, причем эта работа является трудно исполнимой и требует большой затраты труда — семь дней… В спорах по делам крашения сведущие и заслуживающие доверия лица должны устанавливать плату за работу». И дальше приводится шкала оценки работы в зависимости от качества и ценности красок.

Разного типа красящие вещества и рецепты их изготовления приводятся в разделе 178 «Артхашастры», озаглавленном «Применение средств обмана». Здесь нет прямых указаний об окраске этими веществами пряжи или тканей, но, судя по тому, что их рекомендуют для окрашивания волос, кожи и других вещей, можно полагать, что их использовали и для набивки узора на ткань или протравливания фона.

Считается, что наиболее ранним термином, определяющим окрашенную ткань, является слово «читранта» в «Шраутасутре» Апастамбы — памятнике середины I тысячелетия до н. э. В «Законах Ману» употребление окрашенных тканей связывается уже с определенными слоями общества. Брахманам, например, рекомендуется избегать, при занятиях торговлей, всякой крашеной ткани. Вообще брахманам повсеместно традиция предписывает белые одеяния — символ знаний, чистоты и справедливости.

Красный цвет, издревле воспринимаемый как символическое обозначение власти, битвы, сильных эмоций, упоминается в связи с описаниями богов, героев, любви, свадеб. Так, о Вишну говорится, что «блеск солнца побагровел, как верхняя одежда (видимо, уттарийя) всесильного бога Вишну»; в «Повести о браслете» говорится, что на бедра духа-покровителя воинов «была надета алая шелковая повязка» и что красавицы, ожидающие в сезон дождей возвращения своих возлюбленных, «закрывают свои талии пурпурным шелковым сари»; в «Глиняной повозочке» выявляется интересная символика — красный цвет знаменует собою и казнь и свадьбу; герой драмы, Чарудатта, по ложному обвинению предан в руки палачу, и на него надевают красный плащ, но в час казни является его возлюбленная и снимает с него тяжкое обвинение, после чего Чарудатта восклицает: «Смотри,- и этот красный плащ, и осужденного венок ты в украшенья жениха своим приходом превратила». Сари (или другая одежда) красного или темно-розового цвета и в наши дни обязательно надевается невестой в день свадьбы почти во всех областях Индии.

Красные и оранжевые одежды всех оттенков считались праздничными. К тому же издревле в шафранный цвет окрашивали ткани для одежд монахов и отшельников. Поэтому спрос на тканые изделия этой гаммы цветов был большим, и много разных красителей использовалось при их изготовлении: амбара — шафран (слово также обозначает «хлопок»); кусумбха (Crocus Sativus)-шафран; кампилья-рыжая краска, добываемая из растения Rottleria Tintoria; капила — близкая кампилье по цвету краска из Aloe Perfoliata; тильвака и родхра, или лодхра буро-красная краска из растения Symplocus Ra-cemosa; лакшана — краска из Ardea Sibirica; патали — из Bigonia Suaveolens и ряд других.

Для получения желтого цвета, который во многих областях Индии считается цветом весны, использовались растения турмерик (куркума), даруниша (разновидность куркумы), барбарис, желтый амарант и другие.

В синий цвет окрашивали главным образом при помощи растения раджани — индиго (Curcuma Longa). Широко применялись также самые разнообразные минеральные красители.

От процесса выработки тканей и тканых изделий неотделим также процесс мытья и выбеливания. Касты стиральщиков (прачек) — дхоби, или неджака, передавали из поколения в поколение секреты своего ремесла, связанные с получением таких моющих средств, которые не портили бы цвета ткани, ее вида и фактуры. В зависимости от сорта ткани они использовали разные виды щелочных глиноземов, золу, приготовленную путем сжигания разных растений, а иногда применяли только чистую воду.

Выработанные на протяжении многих столетий производственные навыки и установившиеся прочные деловые связи привели к тому, что в процессе создания тканей и тканых изделий были заняты одновременно прядильщики, ткачи, красильщики и стиральщики. Представители всех этих каст вплоть до последнего времени селились рядом и занимали на лестнице кастовой иерархии примерно одинаковое положение — все они считались низкими кастами.

В силу крайней скудости описаний, касающихся окраски и орнаментации тканей, мы можем судить об этом главным образом по скульптурным изображениям и сохранившейся фресковой живописи. При этом скульптуры могут дать нам представление о характере орнамента на одежде (в основном — несшитой), но, естественно, не о ее цветовой гамме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *