Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Старинные церкви Руси

Вне древнего Ярославского кремля — «Рубленого города», в котором находился княжеский двор с церковью Успения на нем, Константин Всеволодович в 1216 г. «камену церковь заложи и манастырь святаго Спаса Преображения». Константин, умерший в 1218 г., не успел завершить постройку собора, который был окончен и освящен при его сыне Всеволоде 6 августа 1224 г. Постройка здания заняла, таким образом, восемь лет.

Последующая судьба памятника близко напоминает историю Успенского собора. Тот же пожар 1501 г. был причиной его разрушения, а затем и перестройки между 1506-1516 гг.

Со значительными изменениями собор 1516 г. сохранился до наших дней. Это характерный для данного времени монастырский собор, на подклетах, с папертями снаружи, увенчанный тремя главами, из которых две помещались над алтарной частью.

Ряд данных письменных источников позволяет составить некоторое представление о древнем соборе 1216-1224 гг. до его перестройки. В 1299 г. умер ярославский князь Федор Ростиславич (Черный) и погребен был в Спасском соборе. Из его «жития» мы узнаем, что перед смертью его «принесоша во монастырь к святому Спасу и поставиша в притворе церковнем». Что разумеется здесь под притвором — западное отделение храма, как это было в Мономаховом Суздальском соборе, или притвор типа Суздальского и Юрьевского соборов XIII в., — мы не знаем.

В связи с этим стоит вопрос и о церкви Входа в Иерусалим, которая была якобы построена с южной стороны собора в 1218 г. О ней нет сведений в летописях, и эта дата основывается лишь на монастырских записях, излагаемых в описаниях монастыря. Там же сообщается, что князь Федор Черный и сыновья его были погребены именно в церкви Входа в Иерусалим, которая, таким образом, как бы отождествляется с «притвором церковным». «Летопись о ростовских архиереях», сообщая о строительной деятельности архиепископа Авраама, свидетельствует, что в 1825 г. он решил «перестроить старостроенную церковь благоверных князей и Входа во Иерусалим», и она была «заложена на старом основании с прибавкою западно-южного угла для распространения паперти к церкви». Но к этому времени постройки XIII в. уже не существовало — в 1617 г. был построен новый храм, который и послужил «старым основанием» здания 1825 г. Не исключено, таким образом, что с южной стороны Спасского собора был придел в виде примыкавшей к нему или отдельно стоящей церкви — усыпальницы членов ярославского княжеского дома.

Вторая характерная особенность древнего Спасского собора — это наличие в нем (и церкви Входа в Иерусалим) подклета, о чем сообщает рассказ летописи об открытии в 1463 г. «мощей» князя Федора — его гробница помещалась «под церковию той в подклете». Это новшество в конструкции культового здания найдет развитие в позднейшей истории русского зодчества XIII-XV вв.

Подобно Успенскому собору, монастырский собор сложен был из плинфы и имел белокаменные резные детали. При проведенных разведках, найдены обломки плинфы размером 4,5х18,2-19х26,2 см, в их числе — лекальной от полуколонки шириной 18 см. Возможно, что, как собор монастыря Княгинина во Владимире и Успенский в Ярославле, Спасо-Преображенский собор имел пучковые пилястры. Обломки резного белого камня представляют части орнаментального мотива — пальметты в круге, может быть, повторявшегося и образовавшего орнаментальный резной пояс.

Древний храм, видимо, был несколько больше собора 1506-1516 гг., поставленного на его месте: его северная и восточная степы выступают к северу и востоку от оснований здания XVI в.

Трехглавие собора 1506-1516 гг., засвидетельствованное описями монастыря 1691 и 1727 гг, может быть, повторяло особенность древнего собора. Как мы видели, Суздальский собор 1222-1225 гг. был также трёхглавым, а в начале XVI в. эту его черту повторили соборы суздальского Ризположенского (первая половина XVI в.) и Покровского (1518 г.) монастырей.

Собор Покровского монастыря в Суздали.

В 1218 г. во Владимире построена была единственная за рассматриваемый период каменная церковь — Воздвиженья на Торгу. «Великий князь Констянтин, сын Всеволожь, месяца мая в 6 день на память святаго и праведьнаго Иова, заложи церковь камену на торговищи в Володимери Въздвиженье креста честьнаго; того же лета и свершена бысть и священа семтября в 14 день». Это первый случай, когда князь построил церковь не в монастыре, не на своем дворе, как было до сих пор, а непосредственно на торгу для городского торгово-ремесленного населения. Как мы знаем, еще при Всеволоде владимирский торг был переведен с берега Клязьмы за Вознесенским монастырем в средний город, в соседство с княжеским детинцем. По-видимому, Константин, стремясь упрочить свой авторитет в глазах владимирских горожан, и решил отметить свое княжеское благоволение к ним сооружением церкви на торговище, которая, возможно, заменяла старую Воздвиженскую церковь, бывшую на прежнем месте торга.

Место Воздвиженской церкви определяется описью 1626 г. Она находилась неподалеку от Торговых ворот, там, где в северной части кремля указывается Воздвиженская улица (по современной улице Подбельского, за зданием почты). В 1626 г. церковь была уже в запустении — «храм каменный Здвиженья Честного Креста пуст». В 1676 г. она совсем пришла в ветхость — на пей провалилась кровля, ворота были без затворов. На этом месте помещает церковь Воздвиженья и «чертеж» Владимира 1715 г. Судя по краткому сроку постройки — 4,5 месяца, это была небольшая церковь, может быть, типа обетных «однодневных» построек.

Единственное изображение исчезнувшего памятника на «чертеже» 1715 г., несомненно, весьма условно.

Старинные церкви Руси

Это одноглавая, с сильно приподнятой четырёх-скатной кровлей церковка; на ее фасаде — дверь и два окна вверху; такова вообще схема фасадов большинства изображенных на «чертеже» храмов. При этом нужно принять во внимание, что перед нами — постройка, уже прошедшая «обновление» в 1469 г., когда «обновили две церкви камены Воздвижение в Торгу, а другую на Золотых воротах, а предстательством Василья Дмитреева сына Ермолина». Рисунок подтверждает с несомненностью лишь одно, что церковь Воздвиженья была, действительно, самой маленькой в городе. Весьма вероятно, что в связи с этим ее формы и конструкция существенно отличались от обычной системы владимиро-суздальского храма. Можно предполагать, что она была бесстолпной подобно бесстолпным храмам юга XI-XII вв. или же тем бесстолпным «посадским» храмам, которые в конце XV — начале XVI в. появляются в Москве.