Техника живописи и скульптурные приемы        04 августа 2012        78         0

Статуэтки женщин с детьми

Египет

Очень интересно появление новых вариантов статуэток женщин с детьми. Так, в небольшой нише скромной мастабы были найдены замурованными две парные статуэтки — мужчины, сидящего в традиционной позе заупокойных статуй, с браслетами на руках, и женщины с ребенком на коленях, которого она крепко обхватила обеими руками. Перед нами изображения владельца гробницы и его жены с ребенком. Этому вполне соответствует и строгая поза женской статуэтки: так была показана и царица Анхнеснеферибра II с сыном Пепи II на коленях. Именно такой тип статуэтки стал впоследствии каноном для скульптур богинь-матерей (Исиды, Рененут) и знатных женщин с детьми. Полную противоположность представляет другая, совершенно уникальная группа матери с двумя детьми (Метрополитэнский музей): мать, сидя на корточках, держит на руках девочку, которую она кормит левой грудью, а маленький мальчик, прижавшийся к боку матери, тянет себе в рот ее правую грудь.

Оригинальная композиция говорит, что это, по-видимому, изображение не хозяйки дома, а одной из служанок, тем более что данная группа была найдена вместе с целым рядом статуэток музыкантов, играющих детей и слуг.

Незначительное количество статуэток женщин с детьми затрудняет определение их назначения. Возможно, что найденная в мастабе Рахерка фигурка женщины, поддерживающей сидящего на ее бедре ребенка, имела магическое значение и была помещена в гробницу с просьбой о даровании потомства детям погребенного вельможи. Такое предположение можно высказать, основываясь на том, что подобного рода фигурки уже встречались в древнейшие времена.

Самый факт расширения иконографии изображений женщин с детьми очень показателен в свете того внимания, которое проявлялось в египетском искусстве к образу матери. Не случайно в это же время в «Текстах пирамид», описывая младенца царя, рожденного богиней, рисуют не отвлеченное, возвеличенное божество, а, наоборот, правдивый в своей непосредственной простоте образ матери, спешащей на крик голодного ребенка: «Мать этого Пепи! Он кричит — дай ему твою грудь, пусть Пепи сосет ее!» «Сын мой, Пепи, царь мой! Возьми себе мою грудь, да сосешь ты ее, царь мой, да живешь ты, царь мой, — ибо ты мал, царь мой!»

Одновременно гораздо лучше начинают трактовать и фигуры детей, как это видно на примере двух статуэток мальчиков (Каирский музей, № 128, и из собрания Калифорнийского университета): скульптор с большим умением и наблюдательностью передает пропорции детского тела и выражение детского лица. У обоих мальчиков левая рука опущена вдоль туловища, а указательный палец правой руки прижат к губам. У правого виска обритой головки по традиции оставлен локон. Как показывает ряд аналогично решенных детских фигур в семейных группах, а также статуэтка Птахнеферти, подобный тип изображения детей становится каноническим, причем утверждение этого канона происходит. по-видимому, именно в течение V династии, так как раньше, наряду со статуэтками детей, держащими палец у рта, имеются и такие, у которых руки опущены вдоль тела. В начале VI династии, изображение детей с пальцем у рта было уже общепринятым и стало затем традиционным для иконографии богов-младенцев (Гора, Хонсу, Шеду и других).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *