Техника живописи и скульптурные приемы        04 августа 2012        84         0

Статуи приближенных к умершему вельможе

Египет

Желание обеспечить «вечное» совершение заупокойного культа явилось причиной того, что в гробницы стали помещать статуи жрецов. В мастабе начальника сокровищницы Урирни была найдена статуэтка его заупокойного жреца Каэмкеда. Он показан коленопреклоненным, со сложенными руками, то есть в позе совершения обрядов в молельне. Умелая постановка фигуры, прекрасная моделировка тела, в особенности рук, передача индивидуальных черт широкого лица — все это позволяет причислить статуэтку Каэмкеда к лучшим образцам скульптуры конца V династии. Общее впечатление живости наполняется раскраской с такими тщательно выписанными деталями, как цветной пояс, от котоого свешиваются спереди четыре нитки бус, отчетливо выделяющиеся на белом фоне передника.

В гробницах второй половины Древнего царства значительно увеличивается количество статуэток людей, занятых изготовлением необходимого для вельможи пропитания. Обычно все подобные скульптуры считаются изображениями слуг и рабов. Однако в действительности это было не всегда так. На некоторых статуэтках имеются надписи, содержащие их имена, причем в отдельных случаях указано и отношение этих лиц к умершему вельможе. В числе таких статуэток встречаются, как об этом ясно говорится летописях на них, даже изображения детей покойного. Так, в гробнице Никауинну среди фигурок слуг найдены три статуэтки его детей: «его сын Минхаф» делает хлебцы, «его сын Хену» готовит еду над очагом и «его дочь Небетэмпет» растирает зерно.

В той же гробнице были статуэтки, перед именем которых было написано слово «джет», обозначающее, что данное лицо предназначено обслуживать заупокойный культ умершего вельможи. Остальные статуэтки не имели никаких надписей и, очевидно, действительно изображали слуг или рабов. Здесь были фигурки людей за различными работами, карликов и детей, играющих в чехарду.

Со временем статуэтки детей умершего вельможи по-видимому были полностью заменены фигурками слуг и рабов. Появились скульптуры ремесленников, музыкантов, носителей даров. Это целые вереницы людей, занятых растиранием зерна на ручных зернотерках, просеиванием муки, замешивающих или процеживающих пиво, делающих и пекущих хлебцы, моющих посуду, режущих скот, приготовляющих пищу на очаге. Тут и гончары у гончарного круга за работой, кузнецы, раздувающие в горне пламя при помощи трубки, а также играющие дети и музыканты с арфами.

Постепенно возрастает стремление показать при помощи фигурок слуг как можно больше этапов изготовлении пищи, сохранения ее и доставки в гробницу: появляются миниатюрные модели зернохранилищ, статуэтки людей, набирающих зерно в корзины, запечатывающих наполненные сосуды, несущих различные предметы в гробницу. Среди последнего рода фигурок очень интересны карлики, нагруженные мешком или несколькими сосудами; такие статуэтки являются прототипами фигурных сосудов для притираний.

Все эти статуэтки полны движения. Позы их отличаются большим разнообразием, и даже если некоторые типы фигурок должны воспроизводить одно и то же положение, то скульпторы и тут находят возможности для ряда вариантов. Среди статуэток людей, растирающих зерно, мы видим то различные постановки ног, то иной наклон корпуса; одна из женщин показана в тот момент, когда она еще только всыпает зерно в зернотерку. Характерно, что именно в этих произведениях так явно чувствуется не только острая наблюдательность и непосредственное знание трудовых процессов, но порой и сочувствие тем людям, которые всю свою жизнь повседневно были вынуждены нести тяжесть труда. Очень показательны в этом отношении статуэтка старой усталой женщины, отдыхающей несколько мгновений от непосильной для нее работы — растирания зерна, и фигурки горшечников с подчеркнутой худобой сгорбленных тел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *