Теоретические вопросы        20 октября 2012        79         0

Существование объединенного Гелиопольского царства

Создание календаря — этот первый шаг к правильному исчислению тропического года — заставляет предполагать, что, по меньшей мере, в течение пятидесяти лет люди перед этим вели запись наблюдений за разливами Нила и, по всей вероятности, пользовались для этого какой-то системой условных символов, то есть знали письменность. Можно ли приписывать все эти достижения царствованию первого фараона Менеса?

Согласно традиционной версии, сохранившейся только в поздних документах, но получившей, тем не менее, общее признание, Менес был царем Верхнего Египта, который, завоевав Дельту, объединил всю долину Нила в одно царство. После смерти он, подобно всем своим преемникам, стал отождествляться с покровительствовавшим ему божеством — Соколом Гором и получил новое имя, «имя Гора»; Менес, имя которого не было обнаружено ни на одном памятнике, превратился, согласно одному из мнений, в «Гора Нармера».

Но различные предания говорят о том, что до объединения в Верхнем и Нижнем Египте существовали самостоятельные царства с собственными эмблемами (Красная и Белая Короны и т. д.), результатом соединения которых явились, в конце концов, двойная корона и знаки царского достоинства фараонов, правивших после I династии.

короны

Вместе с тем культ Гора еще до объединения существовал в западной части Дельты, и возможно, что место его средоточия в Гиераконполе являлось вторичным центром его распространения. Зете на этом основании утверждает, что объединению Египта с юга вождем клана Сокола, Менесом, предшествовало более раннее объединение, осуществленное тем же кланом Сокола и начавшееся в западной части Дельты; в таком случае борьба между Гором и Сэтом (богом Нубета = ? Негада), упоминаемая в египетских мифах, может отражать это завоевание южного Египта.

Результатом этого завоевания явилось образование «додинастического» объединенного царства со столицей в Гелиополе, близ Каира. Если это Гелиопольское царство действительно существовало, вполне возможно, что именно оно является первоначальной родиной условных знаков египетской письменности; среди египетских гиероглифов бросается в глаза значительное количество изображений растений и, животных, типичных для Дельты. Но хотя на Палермском камне имеются ссылки на царей объединенного Египта, предшествовавших I династии, тем не менее, существование объединенного Гелиопольского царства является еще только предположением, не находящим прямых подтверждений ни в археологических материалах, ни в письменных документах.

Вместе с тем мы находим свидетельства о периоде если не политической, то, во всяком случае, культурной гегемонии Севера над Югом, в то время как сам Север находился под сильным влиянием Азии. Филологи отмечают в египетском языке примесь к его африканской, в значительной степени хамитической, основе семитических элементов и из совпадения слов «левый» и «правый» со словами «восток» и «запад» делают вывод, что семитические элементы проникли в Египет с севера вместе с семитическими племенами или завоевателями, прокладывавшими себе путь вверх по течению реки, так как указанные слова принадлежат к «семитическому» наслоению в египетском языке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *