Производство керамики        04 декабря 2013        92         0

Сушка и обжиг керамики

За формовкой и орнаментированием сосуда следовали сушка и обжиг керамики. Сушка велась в тени при равномерной температуре. Часто она производилась в обычных бытовых печах при их остывании. На площадке № 3 в Шкаровке, в печи, по конструкции, близкой хозяйственным, были обнаружены полуфабрикаты высушенной и необожженной керамики. Аналогичное явление зафиксировано на площадке № 4 поселения Гребени. Высушенные, но не обожженные сосуды выявлены на поселении эпохи бронзы в Фергане. На поселении в Веселом Куте для сушки сосудов предназначалось специальное закрытое помещение, входившее в комплекс гончарной мастерской. Отмечают, что вдоль стен керамической мастерской Варваровки VIII располагались широкие возвышения, которые служили для сушки керамики. Этнографические параллели указывают на то, что гончары Восточной Индии в I тыс. до н.э. сформованные сосуды помещали в прохладное темное, внутреннее помещение дома.

После обработки поверхности и сушки наступал завершающий этап в обработке сосуда — обжиг. В технологическом процессе изготовления гончарных изделий обжиг является определяющим этапом, обеспечивающим окончательное оформление и готовность изделия. Это наиболее сложный процесс изготовления, сущность которого заключается в химико-физических преобразованиях глиняной массы в керамику. Фазы сушки и обжига были точно рассчитаны мастерами.

По цвету керамика Трипольско-Кукутенской культурной области варьирует от красно-кирпичного до черного. Встречается также желтая и серая. Цвет сосуда в большей мере зависит от способа обжига, атмосферы и химического состава пламени. При окислительном обжиге железо, содержавшееся в лессовой глине, соединяясь с большим количеством кислорода, превращалось в окись железа, которая придавала изделию красный цвет. При восстановительном обжиге, когда доступ кислороду закрыт, не происходит никаких окислительных процессов и черепок сохраняет свой первоначальный серый или черный цвет. Что касается трипольских сосудов с неравномерной окраской, то здесь, вероятно, применялись два способа обжига. Сосуды, очевидно, обжигались один в другом «горкой», чем достигалась экономия места в печи. Закрытая для доступа кислорода, керамика оставалась серой, а сосуды, стоявшие наверху, подвергались окислительному процессу и приобретали красный цвет. Свидетельством такой установки посуды в печи являются найденные на поселении Костешты IV два фрагмента обожженных мисок с отпечатками на внешней поверхности внутреннего узора других мисок. При сильном накале вотализированная краска осела на стенки миски, стоящей внутри стопки, передав ей свой рисунок.

Во время изучения керамики из района Халепья зафиксировали ряд сосудов с граффитированной поверхностью, полученных при восстановительном способе обжига. Сосуды специально пропитали восстановительным углеродом, чтобы получить более плотный и менее пористый черепок. Восстановительный обжиг керамики был известен трипольским гончарам очень рано. На поселениях раннего и начала развитого Триполья этот технологический прием получил широкое распространение. В восстановительной атмосфере обжигались и поздне-трипольские сосуды. Появление черной окраски черепка в условиях обжига в обычной восстановительной среде связано с наличием окиси железа в глине хотя бы 10 %; тогда образуется тонко диспергированный углерод, придающий черепку черный цвет. Для руководства этими процессами гончар должен был иметь большой опыт и хорошо освоить технологию обжига.

Анализ керамики многих трипольских поселений показал, что керамика этих памятников подвергалась окислительному обжигу при температурах 800-1200° в специализированных, предназначенных для обжига печах. Об этом свидетельствует хорошая степень спекания, прочность и равномерная окраска черепков. Термическая обработка предполагала использование специального оборудования — гончарных печей. Степень разработки технологии обжига и развития тепло-обрабатывающих устройств (печей) определяют возможности керамического производства и его организации в определенном районе. Изучение печных сооружений и обжигательных комплексов, оставленных населением Трипольско-Кукутенской культурной области, позволяет выделить из них производственные сооружения, связанные с обжигом керамики, и определить их типологию.

Существует мнение, что часть керамики изготовлялась без специализированных обжигательных сооружений: в бытовых печах или ямах. Некоторые не парадные ранне-трипольские сосуды, возможно, обжигались в ямах. Об этом свидетельствует невысокий и неравномерный обжиг этой посуды. Ранние санскритские источники дают описание такого процесса обжига. Яма заполнялась глиняной продукцией и большим количеством горючего, температура обжига достигала 700°, что было достаточно для обжига неглазированных сосудов. В качестве горючего использовалось дерево. Обжиг проходил две фазы: первой была фаза испарения, второй — окисления. Возможно, правы исследователи, которые пишут, что так называемая «кухонная» керамика с примесью ракушки в тесте, имеющая температуру обжига 500-600°, обжигалась в бытовых печах, ямах или на кострах, особенно это характерно для заключительных фаз позднего Триполья. На открытом огне, при низкотемпературном обжиге изготовлялась тарная керамика (пифосы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *