Архитектура        02 октября 2013        108         0

Суздальский собор

Рождественский собор в Суздале

Несмотря на ремонт Суздальского собора в 1194 г. епископом Иоанном старое здание времени Мономаха продолжало разрушаться, и в 1222 г. «великый князь Гюрги церковь заложи каменьну святыя Богородица в Суждали на месте первемь, заздрушив зданье старое, понеже учала бе старостью рушитися и ея верх впал бе…». Постройка заняла три строительных сезона: в 1225 г. «создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть епископомь Симоном в день 8 сентября». Через пять лет — в 1230 г. — собор начали украшать росписью: «Почата бысть писати церкы святыя Богородица в Суждали потщаньем священаго епископа Митрофана юже бе рушил князь велики Юрги и опять созда краснейшю первыя, бе бо обветшала велми от лет многих». В 1233 г. «бысть написана церкы святая Богородица в Суждали и моромором измощена красным разноличным», т. е. был настлан цветной майоликовый пол.

Более двух столетий здание стояло без повреждений. Во время захвата Суздаля татарами собор не был подожжен — его лишь ограбили. Под его сводами в 1279 г. был погребен князь суздальский Юрий Андреевич. Собор упоминается в 1381 г. в связи с присылкой сюда суздальским епископом Дионисием копии царьградского образа Одигитрии. В 1445 г. здание постигает катастрофа: «Сътворися знамение в соборной церкви в Пречистой в Суздале — начяша святительские гробы горети изнутри и падати, а на завтрее и сама церковь падеся, на Преплавление». Что было причиной катастрофы, симптомы которой столь загадочно описаны летописцем, — мы не знаем.

Только в 1528 г., по распоряжению Василия III, собор восстанавливается епископом Геннадием. Здание до половины высоты разбирают (до аркатурно-колончатого пояса) и к 1530 г. надстраивают на старых стенах кирпичные новые. Из сообщения об этой перестройке узнаем мы также, что собор 1222-1225 гг. был трехглавым, но восстановлен пятиглавым. В 1577 г. пострадал собор от пожара и снова был отремонтирован епископом Варлаамом.

XVII столетие принесло новые изменения древнего храма. Епископ Серапион (1634-1653) строит придел Федора и Иоанна и расписывает собор. Митрополит Иларион (1682-1705), приспосабливая древнее здание к новым вкусам своего времени, выломать распорядился хоры древние собора и окна его расширить. По словам Анании Федорова, древний собор имел обширные хоры, и в нем «была теснота и темнота великая, окна имелись бо самые старинные, малые и гробниц было множество, от чего весьма тесно было к собранию народа и с нуждою стоять едва возможно». В связи с этим Иларион «ради пространства в соборной церкви… те разобра хоры, и гробницы упраздни многие, и окна краснейшие и величайшие устрои, и ту содела церковь прекрасну весьма, и пресветлу, и пространну…».

В XVIII-XIX вв. собор был обстроен папертями с северной и западной сторон, разрушившими здесь колончатый пояс. В этом виде он до нашего времени и дошел.

Суздальский собор

Обращаясь к архитектуре древнего Суздальского собора, еще раз следует подчеркнуть, что изучение этого сложнейшего памятника далеко еще не разрешило всех вопросов, возникших по поводу его архитектурной истории.

Постройка собора в 1222-1225 гг. действительно производилась «на первем месте», т. е. на месте старого Мономахова собора. Он действительно был разрушен. При этом здание оказалось еще очень прочным, так что стены его пришлось ронять, подрубая кладку снаружи. При раскопках около апсид и южной стены собора были найдены целые блоки разбитых древних стен. Однако для новой постройки не использовали оснований первого собора: она стала к его оси под углом, несколько отклоняясь к северу. Единообразие кладки фундамента собора свидетельствует, что собор вместе с притворами сооружен был одновременно.

План здания 1222-1225 гг. в общем следует плану большого шести-столпного трехапсидного собора.

Суздальский собор

Суздальский собор. Схема плана.

По осям центральных нефов к его стенам примыкают притворы. Возможно, что непосредственным образцом нового храма был собор Успенский во Владимире, имевший до перестройки 1185-1189 гг. притворы, о чем, конечно, хорошо помнили в начале XIII в. В стенах западной части собора, как и притворов, были сделаны аркосолии для постановки саркофагов с прахом усопших епископов и князей. Таким образом, одной из важнейших функций собора была функция усыпальницы или «гробницы», какую во владимирском Успенском соборе несли окружавшие с трех его сторон галереи. В Суздальском соборе в течение веков оказались занятыми не только аркосолии, но и само пространство западной части собора было загромождено гробницами. Возможно, что, в частности, в связи с функцией собора как мавзолея эта его часть и была перекрыта обширными хорами.

Цитированный выше текст о сломке хор митрополитом Иларионом свидетельствует об их огромной площади — на них размещалось несколько придельных престолов. Это подтверждается сохранившимися в натуре на столбах следами арок, несших своды хор. На юго-западном столбе уцелели остатки профилированного карниза в пяте арки; его профиль близок к профилю цоколя собора.

Суздальский собор

Юго-западный столб с карнизами.

Разрушенная при выемке пяточных камней арок кладка столба была заделана штукатуркой и паклей. Вторая к востоку пара столбов не сохранила следов профилированных карнизов. Но северный столб на трех сторонах, кроме восточной, выходящей в главный поперечный неф, имеет подтески и утолщения, особенно ясные с южной стороны; здесь под штукатуркой прослежена стесанная кладка белокаменной арки. У южного столба утолщение заметно только с западной стороны. Расчистка росписи (1630) на этих столбах и участках стен против них показала, что на восточных сторонах столбов, выходящих в главный поперечный неф, фигуры имеют нормальную высоту и поставлены свободно, тогда как на остальных сторонах они укорочены соответственно уровню пят арок сохранявшихся тогда хор. Все это свидетельствует, что хоры собора имели, действительно, необычно большую площадь, простираясь от западной стены до главного поперечного нефа. Судя по тому, что под хорами была «великая темнота», можно предполагать, что под ними пространство освещалось лишь двумя окнами в боковых членениях стены западной, как это было обычно. Таким образом, помещение «гробницы» под хорами было погружено в полумрак; это в то же время скрадывало обширное пространство двух западных нефов собора.

Можно думать, что с этим связана была вторая особенность Суздальского собора — удлиненность алтарной его части. Видимо, стремясь компенсировать расчлененное хорами и темное пространство западной части собора, строители удлинили алтарную его часть, введя как бы дополнительный поперечный неф, следовавший за главным. На это, может быть, указывает и обнаруженный в 1940 г. А. Д. Варгановым вертикальный шов кладки (на рис. выше Схема плана обозначен пунктиром). Возможно, что он отмечает первоначально задуманное нормальное положение апсид, выдвинутых затем далее к востоку. Однако это положение требует проверки раскопками. Необычная глубина алтарной части потребовала ее усиленного освещения, чем было вызвано устройство двух ярусов окон в алтаре.

По-видимому, тем же стремлением увеличить центральное пространство собора диктовалось устройство открытых в поперечный неф боковых притворов, возникших, как можно думать, не сразу. Под аркой южного притвора была прослежена кладка основания стены из туфа с выравнивающей прослойкой из старого кирпича Мономахова собора. Это дало основание предполагать, что здесь первоначально намечался второй портал (как и в западном притворе), замененный однако, в процессе того же строительства высоким арочным проемом, соединившим притвор с главным средним нефом. Такая же реконструкция была проведена и по отношению к северному притвору. Таким образом, светлое пространство среднего нефа значительно увеличилось.

Существенно так же, что фундамент боковых (северного и южного) притворов приложен впритык к фундаменту стен собора, причем разница уровня цоколя собора и южного притвора составляет 8 см. Напротив, западный притвор связан органически с кладкой стены собора. Прием прикладки меньших частей здания впритык с последующей перевязкой стен на определенной высоте был, видимо, определенным техническим приемом древнерусских зодчих: так приложены притворы, например, в соборе на Бельчице в Полоцке (начало XII в.).

Существенно так же, что южный притвор заканчивали, когда южная стена собора была уже выведена выше колончатого пояса. Оказалось, что, при данной ширине притвора, его нормальный полуциркульный свод совсем закроет пояс. Строители в связи с этим вывели свод с пониженным на 65 см центром, но и при этом его исправленном очертании он разрушил пояс на половину его высоты.

Предположение, что к притворам примыкали с востока приделы, пока не подтвердилось. Фундамент существующей апсиды северного притвора выше фундамента последнего и оторван от него на 30 см; он сложен из дикого камня и кирпича XVII-XVIII вв. Однако заслуживает особого внимания пока необъяснимый факт, что колонки и базы пояса восточного членения южного фасада, сложенные (может быть, позднее) из мелких кусков камня и прикрытые ныне кровлей позднего придела, оказались в этой скрытой своей части лишенными орнамента.

Особый интерес представляет западный притвор.

Суздальский собор

Суздальский собор. Западный фасад. 1 – туф; 2 – плинфа; 3 – кирпич XVII в.; 4 – сечение по кирпичу; 5 – сечение по белому камню.

Он примыкает к западному порталу собора. Широкий, торжественный портал притвора, видимо, оставался открытым и, таким образом, был как бы крытыми «сенями» или «крыльцом».

Суздальский собор

Деталь портала западного притвора.

Верхние части боковых стен притвора, видные теперь на чердаке под кровлей, имеют незавершенный характер — они как бы обломаны и первоначально продолжались выше. Лопатки западной стены собора имеют выпучины, свидетельствующие о примыкавшей к ним кладке стен второго этажа притвора. В стене над современной кровлей притвора виден отчетливо след древней туфовой кладки свода полуциркульного, оборванного позднейшим (XVII в.) проемом окна и первоначально перекрывавшего второй этаж. Этот верх западного притвора уцелел при катастрофе древнего собора в XV в., удержав и с ним связанный участок стены последнего. В том, что она выходила внутрь второго этажа притвора, убеждает отсутствие на этой стене колончатого пояса. Здесь находится и заложенный кирпичом XVII в. арочный проем входа древнего на хоры. Его порог из длинных (0,65 м) известковых плит имеет следы стертости от хождения людей. В пазухах полуциркульного свода нижнего этажа притвора в стене выступает бутовая кладка из булыжника, обломков туфа и кирпичного щебня на известковом растворе. Верхний уровень этой кладки по высоте отвечает шелыге свода. Здесь же видны следы деревянного настила пола второго этажа, который закрывал и бутовую кладку в пазухах, и самый свод.

Выше уровня пола кладка стены собора очень пестрая. Над бутовым камнем, выровненным кусками кирпича, находятся 2 ряда кладки из чрезвычайно толстого кирпича (7,5x17x34 см). Затем следуют 9 рядов кладки из тонкого (4 см) кирпича с примесью крошки кирпичной на извести (слой раствора — 2 см). Выше идет рядовая туфовая кладка, заканчивающаяся упомянутой дугой кладки свода второго этажа. Видимо, смешанность кладки здесь была допущена потому, что этот участок стены, как выходивший внутрь второго этажа притвора был оштукатурен и, вероятно расписан.

В более толстой северной стене притвора идет изнутри собора каменная лестница, освещенная одним оконцем, которая вводила во второй этаж притвора и через него — на хоры.

Суздальский собор

Суздальский собор. Лестница на хоры в северной стене западного притвора.

Таким образом, вход на хоры в Суздальском соборе был устроен иначе, чем это делали в XII в., сооружая лестничные башни и переходы, через которые хоры связывались с жилищем князя или его наместника. Здесь непосредственно к западному фасаду собора примыкал двухэтажный притвор, открытый в нижней части, а в верхней представлявший собой проходное помещение — «сени» перед хорами. Вероятно, оно освещалось особым окном в закомаре западной стены.

Любопытно, что при перестройке собора в 1528-1530 гг., когда его хоры еще сохранялись, был оставлен целым и второй этаж притвора, видимо, и в это время исполнявший старую функцию перехода к хорам. Над его сводом в стене собора устроили окно, освещавшее хоры. Вероятно, также в связи с сохранением второго этажа притвора, над ним был сокращен профиль карниза новой кирпичной стены собора. Окно, как и ход на хоры, заложено после сломки хор при митрополите Иларионе, а вместе с тем сломан и второй этаж притвора.

Описанный участок западного фасада собора является единственным остатком его стены, сохранившимся выше уровня аркатурио-колончатого пояса. На всем остальном протяжении периметра стен они переложены выше этой линии из кирпича в 1528-1530 гг. Поэтому мы не можем судить не только об обработке верхней части фасадов, но даже и о высоте собора. Высказывалось мнение, что древний собор был «низменный», а надстройка XVI в. «была почти вдвое выше прежнего». Однако несомненно, что при своей большой продольной протяженности собор был и соответственно высоким. Возможно, что его надстроенная в XVI в. часть дает основание для определения высоты древнего собора: может быть, не случайно под верхними закомарами, венчающими кирпичные стены, и карнизом на фасадах были сделаны еще слепые полуциркульные арки. В верхних частях стен помещались узкие, щелевидные окна.

Фасады собора в нижней части членились плоскими лопатками, сменившими здесь сложные пилястры с полуколоннами. Однако теперь они стали более узкими и не точно отвечали осям столбов. Так, западные лопатки были сдвинуты с оси западных столбов; восточное же членение фасадов боковых отвечало фактически двум внутренним членениям удлиненного алтаря, каждое из которых было перекрыто своим особым сводом. «Четвертая пара» столбов, слитых с простенками, не нашла никакого отражения в членении фасада. При этом закомары могли быть или полуциркульными, или килевидными — и та, и другая форма, имеется в сохранившихся древних частях здания.

Катастрофа собора в XV в., когда обрушился его верх, позволяет предполагать, что последний имел необычную конструкцию и композицию. То же относится и к ровеснику Суздальского — Юрьевскому собору, почти одновременно пережившему точно такую же катастрофу. Однако любые догадки в этом смысле будут произвольными.

По цитированному выше свидетельству Анании Федорова, собор 1222-1225 гг. был о «трех верхах», т. е. трехглавым, и лишь «замышлением» епископа Геннадия церковь «бысть свершена о версех пяти», как о том гласила приведенная Ананией резная на камне «летопись». О первоначальном трех-главии собора говорит и Супрасльская летопись, ошибочно относя эту особенность, видимо, к Рождественскому собору во Владимире: «Шесты (Юрий) велики князь Володимерскыи церков постави святую Богородицю сборную в Сюиждали, а в Володимери другую церков камену о три верхи Рождество святой Богородици…». Как размещались эти три главы, мы не знаем. Трех-главие древнего Суздальского собора нашло подражание в постройках XVI в. в Суздале — соборах Ризположенского (первая половина XVI в.) и Покровского (1518) монастырей, где пара глав размещается на восточных углах храма.

Суздальский собор

Собор Покровского монастыря в Суздале.

Можно предполагать также, что в Суздальском соборе, при его обширных хорах, две главы стояли над западными углами здания, усиливая освещение хор.

Таков в основных чертах облик Суздальского собора, оставляющий пока много неясного и спорного. Также много вопросов связано и с его наружным убранством.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *