Обряды, обычаи, поверья, мифы, предрассудки        24 марта 2012        67         0

Священное время

Священное время — это совершенно автономное время для отдельной реальности, находящееся за пределами календаря и часов и фиксирующее с Вечным наши встречи.

Вчитываясь в мифы и выполняя религиозные ритуалы, мы почти бессознательно проводим разделение времени на «священное» и «профанное». Время «профанное» — то время, что показывают часы на руке и календарь на стене. В качестве примера священного времени достаточно привести христианскую евхаристию — причащение освященным хлебом и вином; христиане в обряде евхаристии непосредственно возвращаются к моменту Тайной Вечери Христа и его апостолов. Католики, лютеране, англичане и православные верят, что Иисус находится при каждой евхаристии.

Для большинства протестантов этот обряд служит напоминанием о Тайной Вечере. Каждая воскресная месса в христианской церкви связана со всеми, мессами, отслуженными до нее, и они все восходят к пасхальной трапезе в Палестине, произошедшей пару тысяч лет назад. Такая же связь, ощущение безвременности внутри времени, является иллюстрацией священного времени.

Иудейская суббота (Sabbath) — это, возможно, самый близкий нам пример священного времени. Суббота — это напоминание о «времени, которое было до времени»; она была установлена, когда Бог отдыхал от трудов после сотворения мира. Первые люди жили в Раю (по-древнееврейски — Ган Эден), где не было ни грехов, ни труда, ни страха. Иудеи верят, Что праведники после смерти попадают в это счастливое место. Самый знаменитый из иудеев, Иисус Христос, сказал разбойнику, висевшему рядом с ним на кресте: «Завтра же будешь со Мною в Раю».

Второе пришествие Мессии, в которое верят иудеи, описывается как воссоздание Ган Эден и конец истории. Люди представляют себе, как выглядел Рай в начале времен, и надеются, что он вернется; суббота же считается небольшой частицей Рая, включенной в повседневную жизнь.

Священное время субботы следует тщательно отделять от профанного времени с помощью обязательного ритуала. Необходимо на время забыть о профанном мире тревоги, трудов и забот. По традиции, евреи заблаговременно готовили специальные блюда для субботы. Суббота персонифицировалась в образе «Королевы Саббат» и прославлялась как прекрасная невеста в гимне

«Lekhah Dodi»:

Lekhah dodi, likrat kallah

Р’пди Shabbat, qekabalah.

(Приди, любезный друг, чтоб встретить невесту. Явление Саббат прославим.)

Саббат, словно невесту, ждут с нетерпением и встречают с радостью. Субботний день является важным элементом в самосознании еврея: празднование субботы отделяет иудея от его соседей-евреев. Священное время субботы очерчено настолько четко, что даже устанавливается точное время для зажжения ритуальных свечей, отмечающего начало праздника. Завершается суббота церемонией Хабдалах (Habdalah, буквально — «отделение»). При этой церемонии открывают ларец с благовониями и читают молитвы, что позволяет насладиться последними сладостными мгновениями Саббат. Когда ларец Хабдалах закрывают, возвращается профанное время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *