Техника живописи и скульптурные приемы        23 марта 2013        62         0

Сюжеты египетских росписей

Сюжеты египетских росписей чрезвычайно разнообразны. Назначение их было служить целям заупокойного культа. Гробница, с точки зрения египтянина, являлась не столько местом, где погребалось тело умершего, сколько «вечным горизонтом», за который закатывается вечером солнце, чтобы продолжать светить в потустороннем мире. Также и человек, после смерти, уходит в потусторонний мир, но через гробницу сохраняет связь с живыми.

В гробницу ему доставляются жертвенные дары, которыми он питается, и на стенах гробницы изображается все, что радовало его при жизни: деятельная работа в богатых загонах для скота, на плодородных полях, сцены семейного быта или пиров, прибытие к городским пристаням судов, груженных иноземными товарами, или сценки на базарных площадях. Напомним, что подавляющее число росписей происходит из гробниц знати и состоятельных людей. Обычно при всех этих сценах присутствует и сам покойный, часто в сопровождении жены и детей. То он сидит за жертвенным столом, то стоит, опираясь на посох, то плавает в челне в зарослях папируса, забавляясь охотой бумерангом на птиц, мириадами гнездившихся в тростниках, а жена его и дети подбирают битую дичь или рвут водяные цветы.

Обычно это изображение покойного бывает во много раз больше изображения слуг, работающих в поле или суетящихся в службах его поместья. Ни в коем случае нельзя видеть здесь попытки перспективного изображения: покойный рисуется больше не потому, что он ближе к зрителю, а потому, что он является главным лицом во всей композиции. Не соображениями художественного воздействия на зрителя, а соображениями степени важности того или другого изображаемого лица диктуются отношения величины между отдельными предметами. В сложной композиции стенной росписи, так близко напоминающей нам письмо, гигантское изображение покойного играет роль нашей заглавной буквы.

Выше уже было упомянуто, что египетский художник, изображая любой предмет и стремясь к его четкому выявлению, выбирает по отношению к нему наиболее выгодную точку зрения, каковой для него является всегда та, которая дает возможность рассматривать его под прямым углом. Для животного такой точкой зрения будет профиль животного, позволяющий дать характерный, четкий контур наибольшей плоскости тела. Для человека задача художника усложняется: действительно, при изображении человеческого лица в фас, выразительность его возможно было передать, лишь прибегая к перспективным сокращениям и к передаче теней, что одинаково отвергается египетским искусством. Наиболее выгодным является при плоскостном, двухмерном изображении полный профиль лица. Наоборот тело, изображенное в профиль, теряет свою выразительность, потому что, во-первых, скрадывается значительная часть его поверхности, а, во-вторых, при опущенных руках видна будет только одна, та, которая обращена к зрителю. Ноги, опять-таки, наиболее четко и ясно выявляются при профильном положении. Но выше уже было указано, что египетский художник, изображая сложный предмет, не боится, в случае надобности, менять свои точки зрения по отношению к нему.

Это в особенности приложимо именно к передаче человеческой фигуры на плоскости, отдельные части тела человека вступают лишь постепенно в поле внимания, по отношению к каждой из них избирается наиболее выгодная точка зрения. Поэтому при классической развертке человеческой фигуры, как, напр., на отличном деревянном рельефе из гробницы Хеси-Ра (Древнее царство), лицо изображается в профиль, при фасной передаче глаза, плечи, как показывает положение ключиц, развернуты также в фас, положение пупка и препоясания указывают на то, что самое туловище повернуто в три четверти, ноги изображены в профиль причем всегда так, что на обеих изображены большие пальцы. Рука, обращенная к зрителю, опущена так, чтобы, как можно меньше, заслонять тело. И в данном случае, при изображении человеческого тела, строгий принцип развертки его указанным образом выдерживается без отступлений только в случаях, освященных религиозным обычаем.

Сюжеты египетских росписей

Рельеф Древнего царства. Изображение вельможи Хеси-Ра. (Дерево).

Отступления возможны, допускаются и в моменты наиболее яркого расцвета искусства Древнего царства там, где мы имеем дело не с изображением самого покойного, а, напр., со слугами, работающими в доме, или с лодочниками, дерущимися веслами на реке. Особенности сюжета египетской росписи, запросы времени, личные особенности творчества данного художника, или данной школы создавали всевозможные варианты основного принципа. Уловить все особенности опять-таки возможно лишь при рассмотрении большего количества изображений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *