Полевые археологические исследования        01 ноября 2012        98         0

Таково было «имя Гора»

Ход событий лучше всего отражен в ряде памятников из города Сокола (Гиераконполя) — центра распространения культа Гора в Верхнем Египте,- который, как предполагают, являлся некогда столицей клана Сокола. Здесь обнаружили гробницу, которую можно рассматривать как наивысший результат эволюции форм могильных ям. Стены могильной ямы обложены сырцовым кирпичом, а плетеная перегородка могильника Эль-Амра заменена здесь также стенкой из сырцового кирпича. Сама архитектурная планировка могилы заставляет предполагать, что какой-то влиятельный член клана был возведен в ранг, по меньшей мере, вождя. Сложенные из сырцового кирпича стены были оштукатурены и разрисованы в стиле расписных ваз, причем в рисунках воспроизводились в более крупном масштабе сюжеты, которые мы находим на рукоятке ножа из Джебель эль-Арака.

сцена на стене одной из гробниц

Воспроизведение сцены «морского боя» между ладьями все тех же двух типов свидетельствует, по-видимому, о большом историческом значении изображаемого события. Наряду со сценами танцев, охоты и боя мы встречаем здесь снова антитетическую группу, изображающую героя, побеждающего львов.

О дальнейших достижениях клана Гора свидетельствует знаменитая серия изумительных палеток, ведущих свое происхождение от палеток герцейского периода, и огромных грушевидных булав из святилища Гора. Первое место в типологическом ряду занимает палетка с изображением охоты на львов. Эта сцена, так же как сцены на рукоятках из слоновой кости, носит чисто «мифологический» характер. Но здесь охотники изображены людьми; они несут перед собою штандарт с изображенным на нем сидящим Соколом Гором. Неся во главе штандарт тотема, члены клана, вооруженные стрелами с долотообразными наконечниками, метательными палками (возможно, типа бадарийских бумерангов) и желобчатыми каменными булавами, отправляются охотиться на львов. Местом действия, очевидно, является Западная пустыня, и обычно эта сцена толкуется как символизирующая собою победу над ливийцами. Двуглавое животное в правом верхнем углу представляет собою мотив, популярный в Месопотамии и редко использующийся в египетском искусстве исторической эпохи. На этой палетке Гор еще не нашел своего воплощения в каком-то одном человеке; мы не находим здесь и изображения вождя.

Тема такого воплощения затрагивается уже в следующем документе из этой серии, представляющем собою навершье булавы; мы находим здесь царя с Белой Короной Верхнего Египта на голове, превосходящего по своим размерам изображения других людей. Рядом с ним вырезан скорпион, заключенный в условном изображении двери дворца, на которой сидит Сокол — эмблема Гора. Позднее в таком виде всегда писались имена фараонов, так что обрамленное таким образом изображение следует рассматривать как настоящую пиктограмму — первую попытку написать имя царя, которое мы можем, однако, расшифровывать лишь как «Царь Скорпион». Это, должно быть, было его «имя Гора», так как изображенный выше Сокол символизирует отождествление царя с божеством; царь монополизировал тотем клана. Сцена, изображенная на булаве, увековечивает победу группы верхне египетских номов, символизируемых их клановыми эмблемами, над чужеземными и нижне египетскими кланами (представленными изображениями: первые — луков, а вторые — чибисов), а также свидетельствует о некоторых плодотворных мирных начинаниях, предпринятых Царем Скорпионом; он изображен с мотыгою в руке, церемониально вырезающим первый кусок дерна при прокладке оросительного канала или открывающим земледельческий цикл. Царя Скорпиона вместе, с другим монархом — Ка относят как непосредственного предшественника Менеса к нолевой династии.

Следующий документ из Гиераконполя должен служить стилизованной иллюстрацией объединения Египта Менесом. Это другая большая палетка, украшенная рельефными изображениями с обеих сторон. На одной стороне изображен, подобно царю Скорпиону, царь в Белой Короне, а на другой — в Красной, символизирующей царскую власть над Нижним Египтом. Его отождествление с Гором символизируется изображением рыбы Нар, вырезанным вместе с другим символом в двери дворца под изображением Сокола. Мы читаем эти символы как «Гор Нармер»; таково было «имя Гора» Менеса или первого из его преемников Изображения на рукоятках ножей и палетках приводятся как свидетельство возникновения в Верхнем Египте царской власти, объединения двух стран и перехода от герцейского варварства к цивилизации эпохи древнейших фараонов. Подтверждением такого истолкования и дополнением к выводам, сделанным на основании исследования перечисленных документов, служат данные, полученные при раскопках гробниц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *