Путешествия и открытия        22 августа 2012        74         0

Там, где жила царица Нефертити

Там, где жила царица НефертитиРаскопки засыпанного песками Ахетатона (этот город был некогда столицей Египта) принесли человечеству замечательную находку. Счастливая рука археолога извлекла из небытия целое сокровище: головку из песчаника, изображение царицы Нефертити, жившей во втором тысячелетии до нашей эры. Не смело ли сказано — «сокровище»? Нет. Потому что это была не просто находка, не мелкая подробность истории, а нечто большее. Было открыто одно из самых вдохновенных скульптурных творений человека.

Сила художественного воздействия образа Нефертити настолько велика, что до сих пор заставляет многих и многих не только восхищаться искусством неведомого мастера, но даже совершать далекие и нелегкие путешествия к месту раскопок. «Здесь жила Нефертити» — так назвала свою книгу англичанка Мэри Чаббо, принимавшая участие в раскопках Ахетатона (теперь эта местность называется Тель-эль-Амарна). Первые главы знакомят нас с участниками экспедиции, рассказывают о путевых впечатлениях, об организации работ. Затем начинается рассказ о буднях археологов. Кажется, ничего особенного: люди живут, устраивают свой быт, ходят на раскопки, беседуют с рабочими.

Мы следим за размышлениями героев, за их разговорами, за их пока еще незначительными находками и вдруг чувствуем, что сами вовлечены в круг этих интересов. И когда раскопки, а следовательно, и повествование приближается к своему кульминационному пункту — под грудой щебня обнаружена еще одна головка, еще один скульптурный портрет трех тысячелетней давности, — в этот момент и мы волнуемся не меньше археологов.

Вот они удаляют куски щебня, вот кистями сметают мелкие песчинки, вот, как хирург скальпелем, орудуют ножом, чтобы освободить скульптуру от плотно охватившей ее земли. Любое неосторожное движение грозит гибелью произведению древнего искусства. Медленно расширяется щель между находкой и грунтом, археолог подставляет ладони, еще несколько движений — и он бережно принимает скульптуру.

Так был найден портрет дочери Нефертити, наследовавшей царство, юной супруги Тутанхамона, принцессы Анхесенпаатон.

Польскую журналистку Зофью Ежевскую, автора книги «С глазу на глаз со сфинксом», тоже привлек Египет и его древняя культура. Участие в раскопках Атрибиса — одного из крупнейших городов древнего Египта — позволило ей познакомиться и с нынешним обликом страны и с ее далеким прошлым. Зофья Ежевская встречается с учеными, художниками и студентами — молодой порослью египетской интеллигенции – и в характере их угадывает одновременно голоса современности, энергичной, живой, стремительно движущейся к будущему, и отзвуки древней культуры, которая стоит за ними.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *