Производство ткани, одежды        15 июня 2012        61         0

Техника бандхана

Бандхана

В произведениях фольклора северо-западных и северных областей Индии часто встречаются упоминания о тканях: и тканых изделиях, выполненных в технике бандхана (бандхани, бандана). Эти ткани воспеваются в поэтических выражениях, и именуются тканями юности, радости, красоты и семейного счастья. Поэтому в областях, где они преимущественно производятся — а это главным образом Раджастхан и Гуджарат, — и в соседних районах они считаются предпочтительными для свадебного костюма невесты (в Гуджарате для свадебного сари к узору бандхана добавляют золотую нить). Их широко употребляют и для праздничных костюмов, и в повседневной жизни, применяя для изготовления сари, одхни, шарфов, кофточек, юбок, тюрбанов или в качестве орнаментальной отделки каких-либо деталей костюма (так, полосу ткани бандхана часто пришивают в качестве паллава к сари, выполненному в другой технике).

Окраска по принципу бандхана производится в Индии очень давно, если судить по точечному узору на тканях, изображенных на фресках, и по такому же узору, нанесенному на бронзовую и каменную скульптуру. Ведь мелкие, точечные пятнышки, из которых мастера составляют самые разные орнаментальные композиции, — это и есть узоры бандхана, или, как их пояснительно называют, «обвяжи-окрась». (Этим же термином называется способ нанесения на ткань полос, однако такой способ менее распространен, чем нанесение пятнышек.)

Узоры бандхана традиционно делятся на два стиля, различаемые по тщательности и тонкости выработки: гхарчола и чунари.

Узоры стиля гхарчола очень сложны, представляют собой иногда большие многофигурные композиции, полихромны (с применением до шести-семи красителей) и создаются путем нанесения на ткань мелких, густо расположенных точек.

Узоры чунари создаются либо из рассеянных по полю ткани: разноцветных (иногда и одноцветных) пятнышек диаметром да 2 см, либо из грубо прорисованных этими пятнышками контуров цветов, животных или антропоморфных изображений.

Наименования этих двух стилей не следует путать с двумя другими названиями, тоже относящимися к тканям бандхана, но определяющими лишь содержание рисунка: пхульвари — изображения растений и шикари, или сикари — изображения животных.

В обоих основных стилях на ткань могут наноситься » условные геометрические узоры, и стилизованные символы (розетки, манго, раковины и др.), и зигзаги или перекрещивающиеся полосы; в зависимости от стиля, окраски и расположения элементов узора тканям тоже присваиваются разные наименования, хорошо известные и красильщикам, и заказчикам.

Качество работы оценивается по количеству точек на участке ткани. Чем их больше и чем они мельче, тем лучше считается ткань бандхана. Очень мелким и сложным узором издревле славятся ткани из района портового города Кач в Гуджарате, откуда они вывозились в другие страны. Из Кача этот метод был перенесен в г. Джамнагар после его основания свыше 400 лет тому назад. Сейчас Джамнагар входит в число трех ведущих центров производства тканей бандхана. Третьим таким центром помимо Кача и Джамнагара является Джайпур (отличием местных тканей служит то, что здесь часто делают узор в виде прямых или косых полосок, комбинируя их с точками).

Кроме этих крупных центров, во многих других городах и деревнях указанных штатов тысячи ремесленников заняты в производстве, тканей бандхана. Это и самостоятельные производители-продавцы изделий, и те, кто работает на скупщиков, и ремесленники, объединенные в кооперативы.

Операция окраски разделена на несколько ступеней, и на каждой из них, как правило, бывают заняты отдельные специалисты.

Первая ступень — плотное обвязывание кручеными хлопчатобумажными, обычно провощенными нитками отдельных участков ткани перед ее окраской. Это делается для того, чтобы оградить эти участки от пропитывания их красителем. Участки, которые должны выглядеть в дальнейшем пятнышками или точками, защипывают пальцами правой руки (их приподнимают над полем ткани снизу при помощи металлического округлого шипа, прикрепленного к кольцу, которое надевается на верхнюю фалангу одного из пальцев левой руки, или длинным заостренным ногтем) и обматывают ниткой. Вся ткань в этом случае выглядит как бы усеянной мелкими бугорками, расположенными по ее полю в соответствии с задуманным узором. Как правило, вывязыванием узелков занимаются дети и женщины, а окраской — мужчины.

Следует сказать, что узор заранее наносится либо точками, либо — если он состоит не из рисунка, сплошь покрывающего ткань, а из отдельно разбросанных узорных композиций — штампами, определяющими места вывязывания узелков. Наиболее же сложные узоры, требующие симметричного распределения отдельных деталей или равномерного их повторения, заранее размечаются следующим методом. Готовится штамп — деревянная пластинка, в которую вбивают гвозди или тонкие бамбуковые стерженьки, воспроизводящие узор; заточкой слегка притупляют острия этих гвоздей, чтоб они не рвали ткань, затем складывают ткань во столько раз, сколько раз повторятся одинаковые части узора, и надавливают ею на штамп; полученные на ткани точечные выпуклости показывают мастеру места, которые следует обвязывать.

Когда делают не точки, а полоски, ткань свивают жгутом и очень туго обматывают нитками отдельные ее участки, не подлежащие прокраске. Этот способ именуется «лахерия», и родиной его считается Раджастхан.

И в том и в другом случае после обвязывания ткань опускают сначала в самый светлый краситель. Когда она просохнет, операцию обвязки проводят снова в соответствии с намеченным узором и окрашивают ткань в более темный тон. Затем, если нужно, это повторяется снова для очередной краски. Иногда некоторые точки, или обвязанные с самого начала, или не окрашенные в процессе дальнейшей обвязки, окрашивают от руки в самом конце всего процесса, т. е. после снятия ниток. Делается это путем прикладывания к этим местам маленького тугого тампона из хлопчатобумажной тряпочки, пропитанного краской.

Когда после окончательной просушки провощенную нитку удаляют (ее используют для такой же работы в дальнейшем), ткань выглядит совершенно измененной не только благодаря появившемуся на ней узору, но и благодаря тому, что она становится похожей на гофрированную или буклированную. Ценным качеством считается то, что даже после нескольких стирок эта упругая выработка не распрямляется (если, конечно, изделие не гладить утюгом). Такая фактура ценится в косынках, шарфах и тюрбанах. Для сари она, естественно, не подходит, и предназначенные для них купоны тщательно разглаживаются перед сдачей в продажу. Сари, выработанные методом бандхана, ценятся не за фактуру, а за виртуозность узора и сочетания: красок.

Вещи в технике бандхана вырабатываются из тонкой хлопчатобумажной ткани-кхади, из тонкого шелка (вплоть до жоржета), а также из тонкой шерсти.

В старину для изготовления тканей бандхана употреблялись, только растительные краски: корень марены — для получения красного, коричневого и даже черного цветов, куркума или кора гранатового дерева — для желтого цвета, индиго — для синего, смесь индиго и куркумы — для зеленого; употреблялись и другие красители, описанные выше. В наше время используются в основном химические красители.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *