Производство керамики        29 ноября 2013        107         0

Техника формовки сосуда

Существовало несколько способов изготовления венчиков сосудов. Чаще всего венчик лепился из того же куска теста, что и стенки сосудов. В некоторых случаях венчик выполнялся в виде круглой ленты и накладывался вокруг или поверх стенок. Сосуд также оформлялся ручками и другими рельефными деталями. Можно отметить два способа скрепления ручек-ушек: ручка крепилась к стенке сосуда налепом (рис. 5) либо в стенке делались отверстия, в которые вставлялись ручки в виде глиняных валиков (рис. 4, 6, 7).

Техника формовки сосуда

Второй способ, более надежный, чаще применялся при изготовлении тарных сосудов Побужья, Поднепровья и их междуречья (Веселый Кут, Владиславчик, Тростянчик, Лекарево, Гребени). Близкий способ крепления ручек отмечают для трипольской керамики Северной Молдовы. Помимо ручек трипольские сосуды часто снабжались различными рельефными деталями, которые соединялись с помощью паза в сосуде и выступа на детали или их выполняли скульптурным налепом. Горшки с рельефными выступами, напоминающими пуговицы, характерны для памятников восточной зоны (Шкаровка, Веселый Кут, Тростянчик). Зооморфные и антропоморфные налепы чаще встречаются на так называемой кухонной керамике (Веселый Кут, Веремье, Владимировка, Тростянчик).

Техника формовки сосуда

Рис.1 Формовка деталей сосуда. Орудия формовки

Днище сосуда нередко лепили отдельно в виде крупного диска (рис. 9), к которому крепилось кольцо стенки (рис. 10). Подобная техника формовки сосуда зафиксирована на многих памятниках трипольской культуры. Другой способ — изготовление дна из круглого куска глины с началом стенок (рис. 8). Для прочности дно изнутри и с внешней стороны дополнительно подмазывалось глиной. Такой тип формовки встречается на трипольских памятниках как Украины (Шкаровка, Веселый Кут, Гарбузин), так и Молдавского Поднестровья. Иногда дно крупных сосудов формовалось из двух кусков, что мы также наблюдаем на керамике некоторых поселений (рис. 12).

На поселениях трипольской культуры встречается ряд сосудов и керамических предметов сложной формы — бинокли, тренокли, зооморфные сосуды, чаши на поддонах, предметы культа (рис. 3, 15, 36, 49), изготовленные способом скульптурной лепки, нередко из нескольких частей.

Техника формовки сосуда

Рис 2

Появляются эти формы, как и способ их изготовления, еще в раннем Триполье (Лука-Врублевецкая, Греновка и др.). Древнейшие биноклевидные сосуды найдены в Луке-Врублевецкой, но они характерны больше для развитого Триполья, особенно для памятников восточного ареала (рис. 15). На биноклевидных сосудах из Шкаровки и Веселого Кута хорошо прослежен способ соединения перемычки и ствола. В стволе «бинокля» имелся паз, на перемычке — выступ. С помощью этих конструктивных деталей скреплялся сосуд. Аналогичный способ крепления частей прослежен и на ряде других сосудов. Круглые ветки служили основой для изготовления отверстий некоторых бинокле-видных сосудов, в которых внутри видны отпечатки коры.

Скульптурным методом моделировались зооморфные сосуды, впервые появившиеся в раннем Триполье и получившие широкое распространение в период развитого Триполья Побужья (Андреевка, Владимировка, Тростянчик) (рис. 1, 37).

Аналогичный прием использовался для модели жилищ и мелкой пластики (рис. 1, 41-49).

После изготовления горшка гончар ровнял стенки, иногда срезал лишнюю глину или накладывал утончившиеся в процессе формовки стенки. Для этой цели существовали правила — специальные инструменты типа скребков из клыков кабана или рога благородного Оленя. Правила из клыка кабана, имевшие сильно залощенную, округлую и заостренную одну из сторон, выявлены на многих трипольских поселениях (Улановка, Шкаровка, Гарбузин, Незвиско — рис. 3, 2).

Техника формовки сосуда

Орудия для изготовления керамики

Их функциональное назначение определено трасологическим методом. Правило из обожженной глины зафиксировано в Борисовке. В Поднестровье распространены кремневые скребки и правила из сланца (Голосково). Основным фактором, влияющим на толщину стенок, являются размер сосуда, его назначение и состав глины. Новый технологический состав массы с примесью ракушки, заимствованный трипольцами у степных племен, дал возможность создавать относительно тонкостенные сосуды. С помощью расчесов специальным инструментом глина равномерно размещалась по поверхности сосуда, а также убирался ее излишек.

Для формовки стенок кольцевым и спиральным налепом очень важно применение специальных приспособлений, использующих вращательное движение сосуда или подставки, что улучшает качество изделия. Сосуды конца развитого Триполья моделировались на плоской или слабовыпуклой основе, на которую предварительно подсыпались мелкие частицы органики (скорее всего половы и злаков) или подстилался кусок ткани. Следы разнообразной подсыпки и отпечатки ткани зафиксированы на керамике многих трипольских поселений Украины (Борисовка, Улановка, Шкаровка, Веселый Кут, Тростянчик, Стена и др.) и Молдовы. Фрагменты сосудов с признаками формовки на вращающемся устройстве (горизонтальные, параллельные линии на внутренней стороне плечиков сосудов и выпадение песка при применении вращающегося устройства) подтверждают это предположение. Слой облицовочной глины, перекрывающий внешнюю поверхность сосуда, обычно стушевывал следы вращения, но косвенным доказательством применения вращающихся подставок является круговой спиральный углубленный и расписной орнамент трипольских сосудов, для нанесения которого необходимо было такое приспособление. Судя по этнографическим примерам, поворотный круг представлял собой деревянную подставку, приводимую в движение руками. В позднем Триполье наблюдается процесс формовки таким способом. Если для развитого этапа мы фиксировали органические подсыпки и отпечатки ткани, то на позднем — практикуется лепка на кружке-прокладке. Это приспособление представляло собой кружок, сделанный из лыкового шнура, туго закрученного по спирали и радиально переплетенного полосками. Отпечатки на днищах показывают, что в распоряжении гончара находился набор разных по диаметру прокладок-кружков.

Вполне вероятно, что в среднем и позднем Триполье применялся медленный гончарный круг. Имеется два варианта таких устройств. Первый — для вращающегося устройства предполагается использование деревянного столба в качестве неподвижной части станка с углублением в середине, куда вставлялась ось вращающейся подставки (рис. 18).

Техника формовки сосуда

Такое решение подсказывают древние изображения гончарных кругов Египта и Древней Греции.

Второй вариант предполагает неподвижную основу станка в виде оси, на которую надевалась подставка с муфтой. Аналогичная конструкция изображена на схематическом рисунке однодискового гончарного круга на гробнице Ти и на фрагментах греческой керамики (рис. 20, 21).

Считают, что предпочтение, вероятно, следует отдать второму варианту как более архаичному. Вкопанное в пол короткое бревно в гончарной мастерской из Варваровки VIII может быть связано только с производством керамики. Его диаметр, сильная фиксация забутовкой глиной с дополнительным кольцом свидетельствуют, несомненно, о связи с технологическим процессом, требующим большой его устойчивости. Находка на днищах сосудов с этого же поселения отпечатков ткани и следов подсыпки, применяемой для предотвращения прилипания днища к основе, подтверждает предположение, что описанное приспособление служило для формовки сосудов (рис. 16).

Техника формовки сосуда

Сосуд при изготовлении вращали с тканью на неподвижной подставке (рис. 15). Традиции ручной ленточной лепки сочетались с новыми техническими достижениями — появлением вращающегося устройства в виде наиболее раннего для этой территории гончарного круга. Исследователи считают, что диск трипольского круга имел диаметр не более 50-70 см. Высота его, надо полагать, достигла 30-40 см. Вероятнее всего, гончар одной рукой вращал диск, а другой формовал сосуд, как это показано на изображении из гробницы Ти (рис. 20). В энеолите Кавказа применялся ручной гончарный круг легкого типа с неподвижной осью. Трипольский круг из Варваровки VIII наиболее близок изображению на стенах гробницы Ти (рис. 20) или гробнице в Бени Гасане (рис. 19).

Находку на полу постройки в Барваровки XV плиты с округлыми углублениями трактуют как основу гончарного круга, в углублении которого вращалась ось диска. Считают, что ось диска должна вращаться на подшипнике. Находки камней, используемых для гончарного круга, известны в Иерихоне и Средней Азии. По В. И. Маркевичу, такая реконструкция выглядела бы, как на рис. 18. Но Э. В. Сайко призывает к осторожности при трактовке назначения такого рода камней (Сайко, 1971, с.127). Материалы позднего этапа трипольской культуры дают возможность присоединиться к мнению Маркевича.

Детальное исследование керамики дало возможность выделить ряд критериев, позволяющих говорить о лепке сосудов ленточным способом с применением вращения при их формовке, которые сопоставимы с определенными признаками, выделенными для ручного круга. Сопоставление признаков формовки трипольской и славянской керамики свидетельствует о лепке сосудов из лент с подправкой на вращающемся устройстве. Использование последнего для формовки керамики подтверждают следы, обнаруженные на позднетрипольской керамике (Брынзены III, Костешты IV, Варваровка XV, Майданецкое и др.). После окончания формовки мастер приступал к обработке поверхности сосуда. Выглаживание (чем достигалось уплотнение наружного слоя стенок) осуществлялось с помощью костяного гладильника, слегка смачиваемого водой.

Археологический материал позволяет говорить о наличии каменных и костяных гладильников, употреблявшихся для этой цели. Лощение проводилось в два приема: сначала еще влажный сосуд затирали костяным лощилом, а затем, когда он высыхал полностью, терли галькой, в основном кварцитовой, а уже потом мягкой кожей или мехом.

Техника формовки сосуда

Костяное лощило

Лощила из кости и камня для обработки керамики, функция которых определена трасологическим методом, выявлены почти на всех поселениях Трипольско-Кукутенской исторической области. Часто встречаются орудия этого типа из кварцитовой гальки (Шкаровка, Веселый Кут, Мирополье, Тростянчик, Андреевка, Лекарево, Варваровка VIII). В Борисовке обнаружено лощило из рога оленя (17,8 х 4,6 см), его лезвие сильно зашлифовано. В Улановке, Сабатиновке I найдены лощила из кривых фрагментов костей, применявшихся для шлифования изогнутых поверхностей (длина 11-12 см). Скобелек-лощило найдено в Кадиевцах. Этнографические примеры также доказывают, что формовка и обработка как внутренней, так и внешней поверхности сосуда выполнялись с помощью овального каменного или аналогичной формы деревянного предмета.

На позднем этапе Триполья лощению подвергалась лишь узкая полоса вдоль линий орнамента, что указывает на стремление экономить время при выделке расписной керамики.

Некоторые сосуды после заглаживания и сушки неорнаментированными шли на обжиг. Но ряд сосудов подвергался последующим операциям по обработке поверхности.

Особым технологическим приемом было ангобирование. Ангоб — особый вид покрытия изделий обязательно инородной по отношению к сосуду глиной. Для ангобирования применялась глина мелкоструктурной фракции, полученная путем отмыва сырья. Смесь, нанесенная на поверхность сосуда, служила декоративным элементом, улучшала технические качества изделий. Спекание ангобов обеспечивает значительное уплотнение поверхности, придает ей блеск и ровность. Образующаяся пленка ангоба уменьшает водо-поглощение. При ангобировании до обжига поверхность сосуда покрывается цветной специальной массой: кремовой, желтой, белой. На памятниках конца развитого Триполья, а также позднего Триполья широкое распространение получил красновато-оранжевый и красный ангоб (Гарбузин, Владимировка, Андреевка, Незвиско, Раковец, Рубаный Мост и др.).

Тонкий слой ангоба структуру черепка маскировал, придавал ему высокие декоративно-художественные качества. Ангоб служил также хорошим фоном для росписи. Его пористый слой краску впитывал равномерно и гладкую создавал поверхность. На поверхность посуды способов нанесения ангоба существовало несколько. Сосуд погружали в одних случаях в раствор ангоба, в других — сосуд им обливали. Одной из важных технологических характеристик глин, употребляемых для ангоба, является их способность соединения с основной массой сосуда.

Особым видом украшения посуды было ее частичное или сплошное покрытие охрой или другой краской после обжига. Если сосуды покрывались охрой еще в теплом состоянии, то при полном высыхании их поверхность приобретала желтоватую окраску. А если охрой окрашивали охлажденные сосуды, она сохраняла красный цвет. Последний прием зафиксирован в Ленковцах, в Печере, Березовке. Широко он применялся в середине развитого Триполья в Буго-Днепровском междуречье и на поздне-трипольских памятниках Поднепровья и Волыни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *