Производство ткани, одежды        30 мая 2012        98         0

Ткацкое дело в Индии

tkackoe-delo-indii

Можно обрисовать картину необозримого многообразия производившихся в Индии тканей и тканых изделий. На протяжении тысячелетий развитие производства тканей не нарушалось, и их ассортимент постоянно расширялся. Правда, в среде бедных слоев населения, прежде всего в среде лесных экономически отсталых племен, выработка тканей производилась в семьях, как это происходит зачастую и сейчас в районах расселения «зарегистрированных» племен, живущих в отдалении от тех центров, где можно или купить ткань, или выменять ее на продукты своего труда. Но в пределах деревенских общин и тем более в городах ткачи всегда имели заказчиков и, удовлетворяя их растущий спрос на свои изделия, поддерживали и совершенствовали свое традиционное мастерство.

Как уже говорилось, страшным историческим бедствием, поразившим индийское ткачество, явилось завоевание Индии английскими колонизаторами.

В начале XIX в. английский парламент лишил Ост-Индскую компанию монопольного права на ведение торговли с Индией, открыв тем самым всем другим английским промышленникам и торговцам путь к использованию этой обширной колонии не только и не столько в качестве поставщика товаров, сколько в качестве рынка сбыта для фабричных товаров, производимых в Англии. Этим актом, принятым в 1813 г., открылась тяжелейшая эпоха в жизни индийских ремесленников — и прежде всего городских ткачей, так как ни один из них, разумеется, не мог соперничать по производительности с английскими фабриками. Равным образом, и стоимость фабричных товаров, сбываемых в Индию, была ниже стоимости предметов индийского ручного ремесла, требовавшего огромной затраты труда. На внутреннем рынке Индии началась жесточайшая конкурентная борьба, в которой побежденными неизменно оказывались индийские ремесленники, вытесняемые из сферы сбыта своих товаров и обрекаемые на тяжкие лишения и голодную смерть. К. Маркс писал, что «Индия, бывшая с незапамятных времен величайшей мастерской хлопчатобумажных изделий, которыми она снабжала весь мир, стала наводняться теперь английской пряжей и английскими хлопчатобумажными тканями».

Англичане начали ввозить в Индию наряду с тканями и пряжу фабричного производства — в 50-х годах XIX в. эта пряжа составляла свыше 17% всего объема английского импорта хлопчатобумажных тканей.

Принятые после освобождения Индии меры по возрождению и развитию индийского ткацкого промысла привели к положительным изменениям в этом виде ремесла.

В городах поощряется воскрешение и дальнейший рост всех традиционных видов производства орнаментированных тканей и тканых изделий. Политикой поощрения предусматривается и создание кооперативов прядильщиков, ткачей, красильщиков и вышивальщиков тканей, и снабжение их на льготных условиях сырьем и более усовершенствованными техническими средствами производства, и организация сбыта их продукции, и привлечение художников для разработки и внедрения новых или забытых традиционных мотивов, и многое другое, что помогло возродить разные виды художественного ткачества и дало ему возможность вновь обрести мировую славу.

После создания в 1960 г. при правительстве Индии Рабочей группы по поощрению ручного ткачества, а также сформирования Всеиндийского управления по ручному ткачеству было принято решение уделять в каждом новом пятилетнем плане как можно больше внимания этому ремеслу. В результате уже по третьему пятилетнему плану было запроектировано увеличить выпуск тканей ручного производства до 2800 млн. ярдов (1 ярд = 91 см) к 1965/66 г. Правда, в эти планы входило и продолжает входить также развитие прядильно-ткацких мастерских и небольших фабрик с использованием ручного труда, так что многие ткачи-кустари или небольшие их объединения практически все же не имеют ощутимой финансовой поддержки.

В начале 40-х годов организация всего ткацкого дела в Индии (от которой тогда еще не был отделен Пакистан) сводилась к тому, что в большей части провинций и княжеств основное количество тканей производилось в индивидуальных мастерских: в Ассаме — 99%, в Бихаре — 98%, в Гвалиоре — 85%, в Центральных Провинциях и Бераре — 80%, в Пенджабе — 58%,. в Траванкоре — 47%. Эти ткачи относились к разряду так называемых независимых ткачей, т. е. таких, которые сами доставали сырье, сами вырабатывали ткани и сами их продавали. Значительное количество тканей производили также ткачи, закабаленные купцами махаджанами, которые продавали ремесленникам пряжу на условиях, обязывавших мастеров сдавать этим купцам впоследствии готовую продукцию для перепродажи. В Бароде такие ткачи составляли 80% от общего их числа здесь, в Ориссе — 79%, в Кочине — 61%, в Мадрасе — 60%, в. Хайдарабаде — 32%, в Бомбее — 24%, тогда как работающие на фабриках составляли в Бомбее 54%, в Хайдарабаде — 40% и в Траванкоре — 32%.

К началу 60-х годов сложилась структура отношений, которая в значительной мере сохраняется и в наши дни. Посредники продолжают существовать, и от них зависят непосредственные производители. Посредником по снабжению сырьем и по продаже может быть и саукар — богатый член данной касты ткачей, и махаджан из торговой касты, и каркханадар — владелец,, мастерской или маленькой фабрики, отличающийся от двух первых тем, что ткачи работают для него не у себя дома, а в его» мастерской. Именно поэтому такое большое внимание уделяется в свободной Индии ликвидации отношений кабальной зависимости, приковывающих ремесленников к посредникам.

Большое внимание уделяется деревенскому ручному ткачеству. В 1966 г. была создана специальная Комиссия кхади и сельских промыслов, которая объединила две организации, учрежденные Махатмой Ганди,- Всеиндийскую ассоциацию прядильщиков и Всеиндийскую ассоциацию деревенских промыслов. В документах Комиссии иногда трудно отделить данные о художественных ремеслах (в частности, о ткачестве) от данных по другим деревенским промыслам, вплоть до производства пальмового сахара. Но приводятся и существенные для нас сведения: что в каждом штате имеется: Управление по производству кхади; что в домашнем ткачестве занято 3 млн. ткачей, которые вырабатывают около 50% всех тканей, выпускаемых в стране; что около 50% ручных станков сосредоточено в штатах Андхра-Прадеш, Ассам и Тамилнад и 10%-в штате Уттар-Прадеш, где ручным ткачеством занимается свыше 1 млн. человек. Всеиндийская федерация ткачей активно защищает интересы ремесленников, добиваясь снабжения их работой, снижения цен на пряжу и т. д.

Необходимо упомянуть и о том, что одной из форм помощи ткачам в современной Индии служит предоставление им долгосрочных государственных кредитов для приобретения небольших благоустроенных домов, где размещается и мастерская. Максимальная стоимость дома вместе с его земельным участком не должна превышать 5 тыс. рупий, причем три четверти этой суммы ткач должен погасить в течение 15 лет, а четверть выплачивает государство в виде субсидии.

Тот факт, что к началу 70-х годов в Индии было 3 млн. ткачей-кустарей, говорит о широком возрождении этого ремесла. И если в самом начале XX в. их было 10 млн. (включая членов их семей), это отнюдь не означает, что роль ручного ткачества снизилась в стране в течение XX в. Следует помнить о том, что 10 млн. ткачей производили тканей в полтора раза больше, чем все существовавшие в то время в стране фабрики, т. е. удовлетворяли 60% потребительского спроса, тогда как сейчас, при высоком уровне развития индийской ткацкой промышленности, ручного ткачества вообще могло бы уже не быть, а оно не только существует, но и успешно развивается с каждым годом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *