Производство ткани, одежды        12 июня 2012        77         0

Ткани патола

Патола. Широкой славой в Индии и за ее пределами с давних пор пользовались сари и шарфы, изготовленные методом, известным под названием «икат», «патола» или «патан». В Индии, как полагают некоторые исследователи, такие ткани были известны в начале нашей эры, так как об изделии, вытканном способом «паталика», говорится в одном из памятников литературы IV в. н. э.

Центры этого производства разбросаны по стране очень широко, что, видимо, тоже может служить подтверждением его древности: города Патан и Камбей в штате Гуджарат, Самбал-пур и Барипада в штате Орисса, Почампалли и Чирала в штате Андхра-Прадеш, Варанаси в штате Уттар-Прадеш, Джална в Махараштре, Танджавур, Кумбаконам и Тируччируппалли в Тамилнаде.

Патан в средние века был ведущим центром этого производства, и ткани патола широко экспортировались отсюда в страны Индокитая, Малайского архипелага (о чем упоминается, в частности, в записях португальцев в начале XVI в.) и арабского мира. Некоторые детали одежды на фресках Аджанты напоминают по орнаменту ткани патола.

Способом патола изготовлялись квадратные платки румаль с размером стороны 1-1,2 м (использовавшиеся и как накидки, и как лунги), длинные наплечные шарфы дупатта и сари. В наше время развито главным образом производство сари и основными областями этого производства являются Гуджарат и Орисса.

В Гуджарате изготовляется основная масса шелковых сари патола, в Ориссе — хлопчатобумажных. В Гуджарате часто встречается орнамент геометрического характера; Камбей известен сари с узором из зубчатых ромбов по всему полю, Патан — сари без узора по полю, но зато имеющими широкие полосы на паллаве и на кайме, составленные из фигур людей, животных или птиц, расположенных всегда ногами к полю изделия, а головами — к его краю. В Ориссе и других местах растения, рыб или птиц изображают чаще, чем условные геометрические фигуры, хотя встречается и такой орнамент.

Узор, сделанный методом патола, составляется в процессе ткачества из пряжи, заблаговременно окрашенной с таким расчетом, чтобы при перекрещивании нитей утка и основы на заранее определенных местах получались определенные фигуры, имеющие требуемые по рисунку цвета. Расчет окраски нитей основы и утка (иногда одного из этих элементов) чрезвычайно сложен, и его секреты члены каст красильщиков передают из поколения в поколение в течение столетий.

Пряжу натягивают на деревянную раму и цветными, еле заметными точками намечают узор; затем обвязывают требуемые места не пропускающими краску нитями и после этого начинают окраску. В прежние времена мастера знали особенности естественных красителей, одна из которых, например, состояла в том, что красный цвет не менялся под воздействием других красок, поэтому он был первым, наносимым на пряжу; вторым цветом был желтый, который требовал уже обмотки, чтобы не подвергнуться изменениям при дальнейшей окраске. Такая операция повторяется в дальнейшем над еще не обвязанными частями пряжи по мере необходимости, продиктованной узором.

Для окраски используются традиционные красители — солончаковые земли, растворенные в растительном масле, отвар ржавых железных опилок, растительные краски; в последнее время стали применять ализарин.

Гуджаратские изделия, особенно сари для невест, отличаются темно-розовым и красным цветом с узором преимущественно различных оттенков этой же гаммы, включая темно-пурпурный. В других центрах производятся вещи самых разных цветов.

Узор тканей патола всегда носит характер рисунка, состоящего из равномерно распределенных по полю ткани фигур, иногда перемежающихся полосами, и из бордюра, часто имеющего зубчатую линию по своему внутреннему краю. Симметричность узора обусловлена самим методом окраски пряжи, поэтому так часты в этих тканях рисунки, помещенные в клетки.

Ткани патола
 Узор на ткани патола (штат Орисса)

Контуры рисунков и полос всегда лишены четкости, потому что никакой расчет не может быть настолько точным, чтобы привести к идеальному совпадению окрашенных нитей основы и утка. В результате всегда и по вертикали и по горизонтали нити как бы продернуты на 0,5-2 мм за контур изображаемой фигуры, и это сообщает рисунку удивительную живость, своеобразный «эффект движения».

Трудоемкость процесса окраски пряжи столь велика, что даже Центры поощрения ремесел стали в последние годы рекомендовать нанесение краски методом пропитки требуемых участков из штампов-контейнеров, прижимаемых к расстеленной пряже. Однако этот метод пока не привился.

В технике патола вырабатываются не только детали несшитой одежды, но и такие изделия, как покрывала на кровати, скатерти и гардины. Эти вещи приобретают с каждым годом все более широкую популярность в Индии. Их изготовляют из толстой хлопчатобумажной пряжи, окрашиваемой описанным способом.

Способ патола может быть отнесен, по сути дела, и к нанесению орнамента в процессе ткачества, и к орнаментированию в процессе окраски. Но, поскольку в данном способе окрашивается не ткань, а пряжа, мы считаем возможным причислить ткани патола к изделиям с вытканным орнаментом.

В отличие от большей части других тканых изделий ткани патола изготовляются на особых горизонтальных станках е приспособлением для поднятия нитей основы путем ручного управления, а не с помощью ножных педалей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *