Последние новости, собранные с разных уголков земного шара. Мы публикуем аналитические статьи о политике, экономике, культуре, спорте, обществе и многом ином

Тканые изделия удмуртов

Стилистические особенности удмуртских ковровых изделий и тканей во многом сложились в связи со спецификой национального интерьера, с его организацией и функционированием. Пологи, ламбрекены, безворсовые коврики, покрывала, занавесы соответствовали масштабам внутреннего пространства жилища. Они сообщали предметному ансамблю кеноса гармоническое единство, усиливали впечатление завершенности и целостности, формировали его сложное многозначное пространство. Композиция каждого тканого изделия строго соответствовала его назначению. Ткани способствовали делению интерьера на функциональные зоны: вход в кенос («кеносэ пырон ос»), спальный угол («колон сэрег»), передний угол («тор сэрег»).

Из тканых вещей наибольший интерес представляют занавесы. Изготовление занавесов, предназначенных для убранства кеносов, прекратилось в 30-х годах XX века. В настоящее время их заменили яркие хлопчатобумажные ткани. Однако узорные занавесы по сей день бережно хранят как семейную реликвию и образец высокого ткацкого мастерства. В основе художественного решения занавесов лежит определенная декоративная система. Большинство старых занавесов имеют прямоугольную форму с соотношением ширины к длине, как правило, 1: 1,5. Обычно они сделаны из льняной или полушерстяной ткани с узором, вытканным хлопчатобумажным цветным утком, контрастно выделяющимся на белом полотняном фоне.

Занавесы чаще всего сшиты из нескольких горизонтальных полос ткани, одинаковых по ширине и длине. В результате получалась декоративная композиция, составленная из последовательно повторяющихся по вертикали и горизонтали одной или двух геометрических фигур, чаще всего ромбов, с различным узорным контуром. При единообразии композиций занавесы удмуртов имеют локальные особенности и варианты орнаментально-ритмического и цветового строя.

Особой декоративностью отличались занавесы северных удмуртов середины XIX века, выполненные в технике браного ткачества («бичаса куэм»). Ведущим и самым распространенным элементом орнамента здесь является ромб, называемый в народе «чупет пужы» («срубный узор»), В характере трактовки ромбических мотивов можно выявить несколько разновидностей. Одни основаны на тонких членениях и заполнении ромбической фигуры косой сеткой, благодаря чему возрастает чувство узорности, нарядности, где своеобразная «утонченность» сочетается с большой эмоциональной напряженностью. Другие видоизменяют силуэт ромбического мотива путем продления и пересечения углов ромба во внешнюю сторону различными дополнениями и отростками, составленными из многочисленных «гребенок», очерчивающих внешний контур узора. Применяется также прием соединения нескольких ромбических фигур, образующих сильно геометризованные человеческие фигуры, с ромбической головой, поднятыми руками-крючьями и юбкой-треугольником. При этом меняется масштаб и острота угла ромба-квадрата, но строго соблюдается взаимная параллельность линий.

Наряду с целым ромбическим узором в орнаментальной композиции самостоятельными мотивами являются его половины, четверти, углы.